Социальная философия эпохи возрождения презентация. Презентация "эпоха возрождения" презентация к уроку по истории на тему. Философия джордано бруно


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Философия эпохи Возрождения Разработал: учитель истории КГУ «ОСШ № 21 города Темиртау» Балтабаев Марат Бопышевич

2 слайд

Описание слайда:

Эпоха Возрождения Хронологически Возрождение занимает два века-XV и XVI. В XVв. преобладает интерес к человеку, а мысль XVI в. распространяется также и на природу. Это время крупных экономических изменений - закладывание основ для более поздней мировой торговли и перехода от цеховой организации ремесла к мануфактуре. На этом базисе складываются национальные монархии. Духовная сфера жизни общества характеризуется развертыванием процессов секуляризации (освобождение от религии и церковных институтов) в экономике, политике, философии, науке, искусстве.

3 слайд

Описание слайда:

РЕНЕССАНС С XIX в. применительно к данной эпохе утвердился французский термин "Ренессанс". Ренессанс - это возрождение античной культуры, образа жизни, способа мышления и чувствования, но не тождественность античности. К античности относились, как к идеалу, - восхищаясь эстетически, но не теряя дистанции между ним и реальностью.

4 слайд

Описание слайда:

Философия эпохи Возрождения Это совокупность философских взглядов, возникших и развивавшихся в Европе в XV-XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, ярко выраженный антропоцентризм, идеи гуманизма, жизнеутверждающий оптимизм, вера в человека, его возможности и творческий потенциал. Философия эпохи Возрождения разработала диалектически цельное представление о неразрывном единстве человека и природы, Земли и бесконечного космоса.

5 слайд

Описание слайда:

Основные черты Антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство, индивидуально-личностное начало; Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии, отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между богом и верующими, а также схоластики; секуляризация.

6 слайд

Описание слайда:

Основные черты Принципиально новое пантеистическое миропонимание, активно-преобразующее отношение к миру; Интерес к социальным проблемам, к обществу, государству; Широкое распространение идеи социального равенства; художественно-эстетическая направленность. .

7 слайд

Описание слайда:

Основные понятия Антропоцентризм - мировоззрение, оценивающее мир через человека, полагая его главной ценностью мироздания. Гелиоцентризм - система взглядов, считающая Солнце центром вселенной. Гносеология – наука о познании. Гуманизм – (от лат. Humanus) - движение, возникшее к концу периода средневековья, противостоящее схоластике и духовному господству церкви, стремившееся обосновать идеал человека на основе вновь открытых произведений античности, - высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в сочетании с мягкостью и человечностью, система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, и равенство, уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношения между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека. Методология - способ познания существующей реальности, опирающийся на систему универсальных принципов и законов. Натурфилософия - философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, в средние века - учение о природе, свободное от подчинения теологическим умозрениям. Пантеизм - философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Натуралистический пантеизм одухотворяет природу, наделяя ее божественными свойствами и как бы растворяя их в природе. Секуляризация - освобождение от религии и церковных институтов.

8 слайд

Описание слайда:

Основные направления Натурфилософия Методология Гносеология Политика Социальные проблемы

9 слайд

Описание слайда:

Натурфилософия (XVI – XVII вв.) Умозрительное толкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Попытка, опираясь на научные открытия, развенчать учение Церкви о Боге, Вселенной, космосе и основах мироздания, об основах мировоззрения. (Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей, Л.да Винчи) Пантеизм – отождествление бога и мира Христианский бог утрачивает свой трансцендентный, внеприродный характер, он как бы сливается с природой, а последняя обожествляется.

10 слайд

Описание слайда:

Натурфилософия (XVI – XVII вв.) Основные черты обоснование материалистического взгляда на мир(чаще - в форме пантеизма); - стремление отделить философию от теологии; выдвижение новой картины мира, в которой Бог, природа и космос Едины, а Земля не является центром вселенной; утверждение, что мир познаваем и, в первую очередь, благодаря чувственному познанию и разуму, а не Божественному откровению.

11 слайд

Описание слайда:

Натурфилософия (XVI – XVII вв.) Ленардо да Винчи - Итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека». Галилео Галилей - Итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Николай Коперник - Польский астроном, математик, механик, экономист, каноник эпохи Возрождения. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции. Джордано Бруно - Итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма. Будучи католическим монахом, Джордано Бруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма

12 слайд

Описание слайда:

Социально-политическая философия Философия Реформации Философия социалистов-утопистов Политическая философия П Р О Б Л Е М Ы - государство, его устройство, механизм правления; принципы устройства общества; взаимоотношения государственных институтов, церкви, верующих.

13 слайд

Описание слайда:

Натурфилософия (XVI – XVII вв.) Проблема движения Проблема материи Движущая сила - разумное начало, неотделимое от материи(пантеизм) Концепции Пантеистическая Атомистическая

14 слайд

Описание слайда:

Методология Метафизические тенденции (XVIв.) Диалектические тенденции (XV-XVIвв.)

15 слайд

Описание слайда:

Гносеология Познаваемость мира Признание воздействия внешнего мира на органы чувств в качестве источника знания Утверждение роли разума и логики Отрицание врожденных идей

16 слайд

Описание слайда:

Социальные проблемы Обновление социального идеала на основе божественного природного закона Отрицание частной собственности Равное распределение материальных благ Общественный труд

17 слайд

Описание слайда:

Политика Тираноборческое направление (республиканское) Монархическое направление (абсолютизм)

18 слайд

Описание слайда:

Получил распространение в Европе в XIV-сер. XVвв. Центр – Италия. По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась в иносказательной форме (Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский). - антицерковная и антисхоластическая направленность; - стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека; - антропоцентризм – особое внимание к человеку, воспевание его сил, величия, возможностей; - жизнеутверждающий оптимизм. Особенности философии гуманизма

19 слайд

Описание слайда:

ФИЛОСОФИЯ ГУМАНИЗМА Эразм Роттердамский - Крупнейший учёный Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов». Способствовал возвращению в культурный обиход литературного наследия античности. Писал преимущественно на латыни. Франческо Петрарка - Итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса. Данте Алигьери - Великий итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель.

20 слайд

Описание слайда:

ЗНАМЕНИТЫЕ ИСТОРИКИ, ГУМАНИСТЫ Лоренцо Валла - Итальянский гуманист, родоначальник историко-филологической критики, представитель исторической школы эрудитов. Обосновывал и защищал идеи в духе эпикуреизма. Леонардо Бруни - Итальянский гуманист, писатель и историк, один из знаменитейших учёных, украсивших собой век итальянского Возрождения.

21 слайд

Описание слайда:

Идеалистическое направление, ставившее своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие (Николай Кузанский, Джованни Пико делла Мирандола, Джамбаттиста Вико). - предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалась роль первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей; не отрицали Божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм; - призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления. НЕОПЛАТОНИЗМ

22 слайд

Описание слайда:

ХРИСТИАНСКИЙ НЕОПЛАТОНИЗМ Джованни Пико делла Мирандола -Итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. Николай Кузанский - кардинал Римской католической церкви, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный-энциклопедист, математик, церковно-политический деятель. Джамбаттиста Вико - Итальянский философ, основоположник философии истории и этнической психологии. Автор известной «Новой науки».

23 слайд

Описание слайда:

Критика идеологии средневекового католицизма, противопоставление авторитета Библии авторитету Церкви как посредника между человеком и Богом. (Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин) Реформация XVI-XVII вв.

24 слайд

Философия эпохи ВОЗРОЖДЕНИЯ


Вопрос 1. Предпосылки возникновения и особенности гуманистической философии

Предпосылки складывания гуманистической философии :

  • совершенствование орудий труда и производственных отношений;
  • развитие ремесла и торговли (авторитет Итальянских городов-республик);
  • усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
  • укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

  • появление первых парламентов;
  • отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
  • повышение уровня образованности в Европе в целом и складывание системы светского образования;
  • великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
  • научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

Характерные черты философии эпохи Возрождения :

  • антропоцентризм и гуманизм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
  • секуляризация общественного сознания, оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими);
  • перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;
  • пантеизм, и принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);
  • большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
  • торжество индивидуализма;
  • широкое распространение идеи социального равенства.

Вопрос 2 Основные направления философии эпохи Возрождения.

Основные направления

направление


Гуманизм

Особенности:

  • Гуманизм как философское направление получил распростра­нение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия.
  • По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме.
  • Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла;
  • стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;
  • антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей.

Данте Алигьери (1265 - 1321) - "Божественная комедия" , "Новая жизнь"

В своих произведениях Данте:

  • воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые догмы христианского учения;
  • восхваляет человека;
  • отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания;
  • признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом;
  • верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.

Франческо Петрарка (1304 - 1374) - "Книга песен", "О презрении к миру".

  • человеческая жизнь дается один раз и уникальна;
  • человек должен жить не для Бога, а для самого себя;
  • человеческая личность должна быть свободной - как физически, так и духовно;
  • человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;
  • человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;
  • загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;
  • человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;
  • внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.

Натурфилософия

Основные черты натурфилософии:

  • обоснование материалистического взгляда на мир;
  • стремление отделить философию от теологии;
  • формирование научного мировоззрения, свободного от теологии;
  • выдвижение новой картины мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);
  • наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Николай Коперник (1473 - 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:

  • Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);
  • Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом);
  • все космические тела движутся по собственной траектории;
  • космос бесконечен;
  • процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла.

Джордано Бруно (1548 - 1600) развил и углубил философские идеи Коперника:

  • Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;
  • Вселенная не имеет центра и бесконечна;
  • Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);
  • звезды - небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;
  • число миров во Вселенной бесконечно;
  • все небесные тела - планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения;
  • не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог - одно целое.

Галилео Галилей (1564 - 1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:

  • изобрел телескоп и его помощью исследовал небесные тела;
  • доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси;
  • обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни - "моря") на Луне;
  • открыл спутники вокруг других планет;
  • исследовал динамику падения тел;
  • доказал множественность миров во Вселенной.

Утопическая философия

Особенности:

  • основное внимание сосредоточено на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость;
  • эти проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы;
  • идеи социалистов-утопистов отражали стремление изменить мир, как в эпоху Возрождения, так и в будущем.
  • наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Томас Мор (1478 - 1535) «Утопия» (греч. - место, которого нигде нет) - выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.

  • не существует частной собственности ;
  • все граждане участвуют в производительном труде;
  • труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;
  • все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии:
  • в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня - шесть часов;
  • от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;
  • самые грязные работы выполняют рабы - военнопленные и осужденные преступники;
  • первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а "трудовая семья" (фактически - трудовой коллектив);
  • все должностные лица избираются - прямо или косвенно;
  • мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности);
  • жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.

Томмазо Кампанелла (1568 - 1639) "Город Солнца".

  • отсутствует частная собственность ;
  • все граждане участвуют в производительном труде;
  • результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;
  • труд совмещается с одновременным обучением;
  • жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну;
  • солярии все делают вместе : ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни;
  • большое внимание уделяется воспитанию - с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;
  • во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) - Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.

Политическая философия

Политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы.

Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский политический деятель, философ и писатель.

Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:

  • человек обладает изначально злой природой;
  • движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;
  • совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;
  • для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация - государство;

  • правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;
  • правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна - промотана);
  • ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;
  • в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.
  • Философия Макиавелли стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох. Получила название «макиавеллизм».

Учение о фортуне

  • непредопределенность жизненного пути человека;
  • фортуна – «внешняя сила» определяет лишь половину поступков человека;
  • вторая половина определяется им самим посредством проявления свободной воли, поэтому человек сам «кузнец своего счастья».

Выводы:

  • человек стал рассматриваться как творец самого себя и господин над окружающей природой;
  • стала высоко оцениваться активная деятельность человека как его способ существования в мире (особенно творческая деятельность);
  • формирование культа телесной и духовной красоты человека.

Исторические типы философии

Исторические типы философии

Характерные признаки

1) Философия древнего востока

2) Античная философия

3) Средневековая философия

4) Философия Возрождения

5) Философия нового времени

6) Философия просвещения

8) Русская философия

9) Современная философия


Исторические типы философии и их представители

Исторические типы философии

Представители

1) Философия древнего востока

2) Античная философия

3) Средневековая философия

4) Философия Возрождения

5) Философия нового времени

6) Философия просвещения

7) Классическая немецкая философия

8) Русская философия

9) Современная философия











Основные черты философии Возрождения Антропоцентризм – в центре мировоззрения стоит человек Гуманизм – обоснование самоценности человека, его прав и свобод Эстетизм – ведущая роль искусства Свободомыслие – освобождение от догматического средневекового мышления


Антропоцентризм Антропоцентризм Возрождения обозначает, что место бога в центре мироздания занимает человек. Он становится самостоятельным творческим началом, почти равным богу. Микеланджело Давид, Высота – 5,17 м Академия, Флоренция




Эстетизм Эстетизм обозначает высокую роль творчества в эпоху Возрождения. Сонеты Ф.Петрарки, новеллы Дж.Боккаччо, драматургия У.Шекспира, романы М.Сервантеса, скульптуры Микеланджело, полотна Леонардо да Винчи – всё это классические образцы небывалого подъёма искусства.


Франческо Петрарка Итальянский поэт, создатель сонетов, посвящённых возлюбленной Лауре


Джованни Боккаччо Итальянский писатель и поэт. Главное произведение – «Декамерон» - книга новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором.


Уильям Шекспир Великий английский драматург и поэт.


Мигель де Сервантес Всемирно известный испанский писатель, автор одного из величайших произведений мировой литературы – романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»


Микеланджело Буонаротти Великий итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель Оплакивание Христа




Леонардо да Винчи Итальянский художник, скульптор, архитектор, учёный, писатель, изобретатель, один из крупнейших представителей искусства Возрождения, яркий пример «универсального человека».








Натурфилософия эпохи Возрождения На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т.е. прямо не отрицая существования бога, она отождествляла его с природой. Подобную натурфилософию развивали ближайший советник папы Пия II, кардинал, учёный, философ Николай Кузанский и один из величайших гениев эпохи Возрождения Джордано Бруно.


Николай Кузанский () Выдающийся деятель католической церкви, кардинал и легат Германии. Основные труды: «Знающее незнание», «Об учёном незнании».


Мистический пантеизм Н.Кузанского Мир создан Богом, но он бесконечен, материален и движется через противоположности. Человека Н.Кузанский ставит очень высоко. Бог как бы присутствует в человеке. Вместе с тем, Бог присутствует во всём, прежде всего в природе. Бог – это центр Вселенной и её предел. Он – целое, а Вселенная часть. Мир как бы «свёртывается» в Боге и Бог ещё «разворачивает» его по мере своего воплощения в мир.


Джордано Бруно () Один из величайших гениев эпохи Возрождения. Отбросил все церковные догматы о сотворении мира, о якобы имевшем место начале мира и грядущем его конце; развил гелиоцентрические идеи Коперника, утверждая, что существует бесконечное множество миров Вселенной. И у каждого мира есть свой центр – Солнце.


Пантеизм Дж.Бруно Дж.Бруно много писал о Боге. Он признавал всеобщую одушевлённость материи. Но его Бог – это Вселенная, которая одновременно и творящая и творимое, и причина и следствие. Пантеизм в том, что нет Бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы; природа и Бог совпадают, Бог растворён в Природе.




Реформация Начиная с конца XV века нарастал серьёзнейший кризис римско- католической церкви, который нашёл своё выражение в движении Реформации, захватившем практически все европейские страны. Под Реформацией (от лат. reformatio – преобразование) понимают религиозное социальное движение XVI в. в Европе, направленное на кардинальное изменение традиционных форм религиозной жизни в римско-католической церкви.


Реформация в Европе Предмет особого возмущения верующих – продажа индульгенций, грамот, свидетельствующих об отпущении грехов. Имея деньги, можно было купить отпущение грехов даже за будущий проступок. Мартин Лютер () – один из главных идеологов Реформации, немецкий богослов, который в 1517 г. вывесил «95 тезисов против индульгенций» прямо на двери церкви в Виттенберге


Основные тезисы Реформации Идеологи Реформации выдвинули новую концепцию церкви, устранявшую противопоставление духовенства и мирян. Фактически отрицалась необходимость католической церкви. Единственным источником религиозной истины провозглашалось Священное Писание, тогда как католическая церковь считала непререкаемым авторитетом постановления Вселенских соборов и суждения римских пап. Критика папской власти: главой истинных христиан является не папа римский, а Иисус Христос


Результат движения Реформации Основные тезисы Реформации были восприняты повсюду в Европе. В Европе разразилась настоящая война между сторонниками католицизма и его критиками. Результатом движения Реформации стал раскол римской церкви в XVI в. и создание новой разновидности христианства – протестантизма.


Секуляризация Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения было освобождение от господства религии и церковной идеологии. Этот процесс называется секуляризация. В философии усиливаются антицерковные (антисхоластические) и антифеодальные настроения. Формой проявления творческого свободомыслия явился скептицизм голландского философа Э.Роттердамского, гуманизм французского мыслителя М.Монтеня.


Эразм Роттердамский () Эразм Роттердамский – крупнейший учёный, которого называют христианским гуманистом. Он пытался свести в единое целое культурные традиции древности и идеалы раннего христианства. Он призывал человека к такому образу духовной жизни, в котором сочетались бы свобода, ясность, миролюбие, умение не впадать в крайности, образованность и простота. Философ призывал вернуться к истокам христианства, возродить раннехристианские идеалы. Его основная идея – для всех явлений общественной жизни, всех вещей характерны двойственность, наличие противоположных свойств.


Концепция гуманистического индивидуализма М.Монтеня Мишель де Монтень Французский философ и писатель, автор книги «Опыты» М.Монтеня называют «последним гуманистом».Он предлагает рассмотреть человека, «взятого самого по себе, без всякой посторонней помощи, вооружённого лишь своими человеческими средствами и лишённого божественной милости и знания, составляющих в действительности всю его славу, его силу, основу его существа…»


Скептицизм М.Монтеня Памятник М.Монтеню в Париже М.Монтень ориентируется на скептицизм в поиске истины, в ответах на возникающие вопросы. Но его заботит не просто поиск истины, но также способы и пути, ведущие к ней и тем самым помогающие ответить на вопрос: «Как прожить человеку жизнь?» Но Монтень не отказывается от истины, он исследует разнообразные точки зрения. Но истина для него одна, едина и неделима: ею либо можно владеть полностью, либо вовсе не владеть. Сомнение Монтеня направлено на активизацию разума.


Социальные концепции эпохи Возрождения В философии эпохи Возрождения выдвигаются теоретические модели идеального государства. Одна из них принадлежит английскому мыслителю и политическому деятелю Томасу Мору, основоположнику утопического коммунизма. Томас Мор


Утопия Томаса Мора Томас Мор – автор книги «Утопия» (слово «утопия» значит «несуществующее место»). В книге он описывает несуществующее государство, где всё основано на принципах равенства и справедливости – собственность является общей, все работают одинаково и каждому принадлежит равное количество благ. Одно из первых изданий книги Т.Мора «Утопия»




Никколо Макиавелли () Итальянский философ Н.Макиавелли был одним из первых социальных философов эпохи Возрождения, кто отверг теократическую концепцию государства, согласно которой государство зависит от церкви как высшей власти на Земле. Ему принадлежит обоснование необходимости светского государства: он доказывал, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Именно в силу изначального зла человеческой природы, стремления к обогащению любыми способами возникает необходимость обуздания этих человеческих инстинктов с помощью особой силы, каковой и является государство.


Трактат Н.Макиавелли «Государь» В трактате «Государь» Макиавелли рассматривает способы создания сильного государства в условиях, когда у народа не развиты гражданские добродетели. К ним он относит поведение государя по отношению к подданным и союзникам, имея в виду, что человек не может иметь одни только добродетели или следовать им неуклонно. Поэтому благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, остальных же воздерживаться по мере сил. Так, хорошо иметь славу щедрого государя, но, кто проявляет щедрость, вредит самому себе.


Выводы Н.Макиавелли о государстве Все средства дозволены для достижения политических целей. Хотя государь должен руководствоваться общепринятыми нормами морали в поведении, он может не считаться с ними в политике, если это будет содействовать усилению государственной власти. Князь, вступивший на путь создания сильного государства, должен руководствоваться политикой «кнута и пряника», сочетая в себе качества льва и лисицы. Подкупы, убийства, отравления, вероломство – всё это дозволено в политике, направленной на укрепление государственной власти.




Историческое значение философии эпохи Возрождения Возрождение стало подготовкой к Новому времени Скептицизм позволил перейти от средневековой догматики к свободному творчеству Натурфилософия стала основанием для научной революции XVII в. Политическая философия поставила вопрос о пределах власти и социальной справедливости

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема: Философия Возрождения и Нового времени ЛКСАИОТ Преподаватель Горяинова Наталия Викторовна

2 слайд

Описание слайда:

ПЛАН: Основные черты и направления философии эпохи Возрождения Философия Николая Кузанского (1401-1464) Философия Эразма Роттердамского (1469-1536) Философия Мишеля Монтеня (1533-1592) Политическая философия Возрождения

3 слайд

Описание слайда:

1. Основные черты и направления философии эпохи Возрождения Эпоха Возрождения (Ренессанса) начинается в XIV в. в Италии и в XV в. в других европейских странах и продолжается вплоть до начала XVII в.

4 слайд

Описание слайда:

Основные черты философии Возрождения следующие: Гуманизм - обоснование самоценности человека, его прав и свобод. Гуманизм (от лат. humanus - человечный) подчеркивает, что конечной целью философии должен являться человек как венец творения Эстетизм - ведущая роль искусства. Обозначает высокую роль творчества в эпоху возрождения. сонеты Ф. Петрарки, новеллы ДЖ. Боккаччо, драматургия У. Шекспира, романы М. Сервантеса, скульптуры Микеланджело, полотна Леонардо да Винчи - все это классические образцы небывалого подъема искусства. Свободомыслие - освобождение от догматического средневекового мышления. Свободомыслие подразумевает свободу человеческого мышления. бог дал человеку свободную волю для того, чтобы он решал практические и теоретические проблемы собственными силами, не уповая при этом на высшие силы Антропоцентризм - в центре мировоззрения стоит человек. Антропоцентризм (от греч. anthropos - человек) возрождения обозначает, что место бога в центре мироздания занимает человек. он становится самостоятельным творческим началом, почти равным богу;

5 слайд

Описание слайда:

Основные направления философии Ренессанса отсылают к греческим и римским образцам Направление Античный образец Представители Возрождения Натурфилософия Досократики Николай Кузанский, Г.Галилей, Леонардо да Винчи,ДЖ. Бруно Скептицизм Пиррон М. Монтень, ЭразмРоттердамский Политическая философия Платон, Аристотель Т. Мор, Н. Макиавелли Само название «Возрождение» подчеркивает, что философы этого времени пытались найти обоснования своего поиска в свободном и демократическом духе античности, возрождая классическую древность. Основные направления философии Ренессанса отсылают к греческим и римским образцам

6 слайд

Описание слайда:

Натурфилософия возвращается к идеям природы и Космоса. Предшественник итальянской натурфилософии Николай Кузанский (1401-1464) Выдвигает идею пантеизма – отождествляет природу и бога. Поскольку Вселенная, как и бог, бесконечна, ее нельзя познать при помощи ограниченной логики - к абсолютной истине можно бесконечно приближаться, но овладеть ею нельзя. На место логики ставится «ученое незнание» - символическое мышление, где сливаются противоположности.

7 слайд

Описание слайда:

Пример: А В а Прямая а по определению бесконечна. Отрезок АВ конечен. Однако АВ можно разделить на разное число частей (от двух до бесконечности). Следовательно, АВ также внутри себя бесконечен. Поскольку оо = со, прямая а равна отрезку АВ. Если символически представить, что прямая - это бог, а отрезок - человек, то человек становится равным богу и Космосу.

8 слайд

Описание слайда:

Душа человека неисчерпаема и бесконечна, поэтому может быть представлена как целая Вселенная (микрокосм), равная физической Вселенной (макрокосм). Пантеизм Николая Кузанского повлиял на дальнейшее развитие науки - исследование Вселенной получило свое оправдание: изучать бога можно не только через откровение, но и через изучение природы.

9 слайд

Описание слайда:

Выдвинул идею «ученого незнания» («знание о незнании»). При помощи чувств, разума и интеллекта мы можем познать вещи, но наше знание о конечных вещах всегда выходит за свои пределы, встречаясь с незнаемым. В основе познание лежит противоположность конечного знания и знания абсолютного, безусловного, т.е. незнание об этом безусловном (божественном). Безусловное знание человек может приобрести только символично, в том числе через математические символы. Человек – не есть часть целого, он - новое целое, индивидуальность.

10 слайд

Описание слайда:

Важной заслугой изучения природы также стала гелиоцентрическая модель Солнечной системы (Земля вращается вокруг Солнца), сменившая геоцентрическую (Солнце вращается вокруг Земли). Здесь известны имена Николая Коперника (1473-1543), Джордано Бруно (1548-1600), Галилео Галилея (1564-1642), которые стоят у истоков европейской экспериментальной науки.

11 слайд

Описание слайда:

Скептицизм - это реакция на религиозную догматику и форма проявления творческого свободомыслия. Голландский философ Эразм Роттердамский (1469-1536) В своей знаменитой книге «Похвала глупости» высмеивает фальшивую мораль и ученость схоластов, предпочитая ей глупость «живой жизни»: «В человеческом обществе все полно глупости, все делается дураками и среди дураков. Ежели кто захочет один восстать против всей вселенной, я посоветую ему бежать в пустыню и там, в уединении, наслаждаться своей мудростью»

12 слайд

Описание слайда:

Призывал человека к такому образу духовной жизни, в которой сочетались бы свобода, ясность, миролюбие, умение не впадать в крайности. Считал неприемлемыми чертами духовного облика человека грубый фанатизм, невежество, готовность к насилию и лицемерию. Призывал вернуться к первоистокам христианства, возродить раннехристианские идеалы. Для всех явлений общественной жизни, всех вещей характерны двойственность, наличие у них противоположных свойств. В социально-политической области был сторонником сильной монархии, так как надеялся, что монархи всегда будут проявлять просвещенность и гуманизм

13 слайд

Описание слайда:

Девизом французского мыслителя Мишеля Монтеня (1533-1592) были слова «Точно известно, что ничего точно не известно». Свой скептицизм Монтень выразил в работе «Опыты». «Я полагаю, что почти на каждый вопрос надо отвечать: не знаю». «В начале всякой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом - незнание» «Пусть совесть и добродетели ученика находят отражение в его речи и не знают иного руководителя, кроме разума»

14 слайд

Описание слайда:

Когда Монтень призывает сосредоточить на себе и своем собственном благе все наши помыслы и намерения, то этим он выражает одну из основных идей Возрождения, в соответствии с которой в центр мироздания становится человек с его чувствами и помыслами. Обращенность к человеку нужна Монтеню, чтобы выразить сомнение в символе религиозной веры.

15 слайд

Описание слайда:

Политическая философия Возрождения Мечты Платона об идеальном государстве находят свое продолжение в традиции утопизма. У ее истоков стоит Томас Мор (1478-1535), автор книги «Утопия» (слово «утопия» значит «несуществующее место»). Здесь он описывает несуществующее государство, где все основано на принципах равенства и справедливости - собственность является общей, все работают одинаково и каждому принадлежит равное количество благ.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Общая характеристика эпохи Возрождения: принципы антропоцентризма и гуманизма, человеческая индивидуальность, проблема бытия. Политическая философия Никколо Макиавелли. Социально-политические идеалы эпохи Возрождения и основополагающие принципы гуманизма.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2012

    Общее понятие, предмет и функции философии. Характеристика и особенности античной философии, философских учений, развивавшейся в древнегреческом и древнеримском обществе. Философские идеи и мировоззрение представителей эпохи Возрождения и Нового времени.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Предпосылки возникновения новой культуры. Общая характеристика эпохи Возрождения. Гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения. Натурфилософия эпохи Возрождения и ее яркие представители. Леонардо да Винчи, Галилей, Джордано Бруно.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2007

    Мировоззрение эпохи Возрождения. Отличительные черты мировоззрения эпохи Возрождения. Гуманизм эпохи Возрождения. Идеал гуманистов - всесторонне развитая личность. Философия природы в эпоху Ренессанс. Возникновение натурфилософии.

    реферат , добавлен 02.05.2007

    Философия Возрождения - направление в европейской философии XV-XVI вв. Принцип антропоцентризма. Натурфилософы Возрождения. Гуманизм. Этика эпохи Возрождения. Детерминизм - взаимообусловленность. Пантеизм. Концепция человека в философии эпохи Возрождения.

    реферат , добавлен 16.11.2016

    Характерные черты философии эпохи Возрождения – от Петрарки до Галилея. Гуманистическое, неоплатоническое, натурфилософское направления философии. Новая картина мира, основанная на представлении о том, что Бог растворен в природе, в философской мысли.

    реферат , добавлен 13.02.2011

    Ключевые предпосылки возникновения философии эпохи Возрождения как периода перехода от Средневековья к Новому времени. Основные стадии и этапы становления эпохи Возрождения, ее отличительные и характерные черты. Главные носители идеологии Ренессанса.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2014

Выбор редакции
Инвестиционные проекты можно оценивать по многим критериям — с точки зрения их социальной значимости, масштабам воздействия на окружающую...

Неофициальная редакция ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ПРИМЕНЕНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН В...

Сдавайте отчетность быстро, удобно и без ошибок Сервис "1С-Отчетность" встроен в программы 1С. Все действия с отчетностью производятся в...

Вахтовый метод работы - не самый легкий, но порой он кажется единственным способом поддержать семью и заработать приличные деньги....
Фиксация и учет всех приказов, изданных по организации, ведется в специальном журнале регистрации. В статье рассказывается, как правильно...
Должностная инструкция главного бухгалтера служит для определения спектра отношений топ-менеджера с руководством, своими подчиненными и...
Лизингодатель – это один из участников договора лизинга, который приобретает в собственность необходимое имущество (оборудование,...
Налоговая система - важнейшая составляющая национальной экономики любого государства. Каковы ее особенности в России? Каковы функции,...
МВД не назвало имя фигуранта дела, однако СМИ сообщили, что речь действительно идет об акционере компании Сергее Ломакине. Дело связано с...