Воинская повинность. Закон "О военной службе и воинской обязанности": описание, особенности Принятие устава о воинской повинности


Каждому гражданину известно, что представляет собой военная служба. Но всем ли жителям России известен Федеральный Закон "О военной службе и воинской обязанности"? Основные положения этого законопроекта будут представлены в статье.

Военная служба

  • по возрасту;
  • по истечении срока службы по контракту или по призыву;
  • по причине плохого состояния здоровья;
  • в связи с лишением полученного ранее воинского звания;
  • по причине утраты доверия высших чинов.

Таким образом, Федеральный Закон России "О воинской обязанности и воинской службе" закрепляет достаточно большое количество моментов, связанных с увольнениями.

О вооруженном запасе

А что представляет собой запас в рядах армии Российской Федерации? Рассматриваемый законопроект говорит в данном случае о так называемом мобилизационном развертывании всех воинских формирований РФ в необходимых на то случаях.

Под запасом подразумевают людской мобилизационный резерв. В этот резерв входят граждане, заключившие с Минобороны договор о пребывании в запасе. По представлению Президента РФ или отдельного федерального органа военный запас должен будет собраться и сформироваться по территориальному признаку.

Стоит также отметить, что зачисление в запас должно происходить из числа лиц, а также из числа граждан, успешно окончивших обучение в военных организациях высшего образования.

Быть компетентным в вопросах, связанных со службой в рядах Вооруженных Сил РФ, - требование времени. На учебном занятии по проблемам воинской повинности следует познакомить учащихся с понятием воинской повинности, с историей воинской повинности в нашей стране.

Словари дают достаточно близкое определение термина «воинская повинность», поэтому можно обойтись двумя примерами. «Всеобщая воинская повинность - установленная законом обязанность населения служить в вооруженных силах». «Воинская повинность - установленная законом обязанность населения нести военную службу в вооруженных силах своей страны».

Современное понятие военной обязанности было изобретено во время Французской революции. В 1798 году был принят закон, в котором говорилось: «Каждый француз является солдатом и несет обязанность защищать нацию». Это позволило создать «великую армию», которую Наполеон назвал «вооруженной нацией». Она успешно воевала против профессиональных армий Европы.

История воинской повинности в России насчитывает несколько столетий. В Древней Руси до XVII в. воинская повинность осуществлялась в форме феодального и народного ополчения. Созданные в 1-й половине XVII в. полки «нового строя» постепенно вытеснили феодальное дворянское ополчение. В 1699-1705 гг. сложилась рекрутская повинность. В 1874 г. в ходе проведения военных реформ 1860-70-х гг. в России была введена всеобщая воинская повинность. Устав 1874 г. определил призывной возраст в 21 год, общий срок службы в 15 лет, из них действительной службы 6 (на флоте 7) и в запасе 9 лет.

Воинская обязанность в СССР - почетная обязанность советских граждан с оружием в руках защищать социалистическое Отечество и нести воинскую службу в рядах Вооруженных Сил СССР. Согласно закону на действительную военную службу призываются граждане СССР мужского пола с 18 лет. Количество граждан, подлежащих призыву, устанавливается Советом Министров СССР. Призыву предшествует обязательная приписка к призывным участкам по месту жительства граждан, которым в год приписки исполняется 17 лет. Уклонение от очередного призыва на действительную военную службу, а также от призыва по мобилизации признавалось посягательством на интересы обороны СССР и влекло за собой уголовную ответственность.

Законом установлены следующие сроки действительной военной службы: а) для солдат и сержантов Советской Армии, береговых частей и авиации ВМФ, пограничных и внутренних войск - 2 года; б) для матросов и старшин кораблей, судов и береговых частей боевого обеспечения ВМФ и морских частей пограничных войск - 3 года; в) для солдат, матросов, сержантов и старшин, имеющих высшее образование, - 1 год.

История создания современных российских Вооруженных сил начинается с подписания указа « О создании Вооруженных Сил РФ» 7 мая 1992 года первым Президентом РФ Ельциным. В соответствии с указом комплектация армии производилась «на основе сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту». 24 сентября 1992 года был принят Закон РФ «Об обороне», в котором был закреплен смешанный принцип комплектования армии.

В новой Конституции РФ 1993 года осталась формулировка «Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом», однако термина «призыв», который был в прежней Конституции, в ней нет. 16 мая 1996 года был обнародован Указ Президента РФ №722 «О переходе к комплектованию должностей рядового и сержантского состава Вооруженных Сил и других войск РФ на профессиональной основе». В соответствии с указом № 722 предполагалось перевести с весны 2000 года Вооруженные силы РФ на комплектование должностей рядового и сержантского состава на основе добровольного приема граждан на военную службу по контракту с отменой призыва на военную службу. Однако полный переход армии на контрактную основу был перенесен на неопределенный срок.

При Путине предпринимались попытки перевода Вооруженных сил РФ на контрактную основу. Итогом реформирования Вооруженных сил РФ можно считать отмену отсрочек от службы в армии. С другой стороны, ожидается сокращение срока службы в армии до 1 года.

После ознакомления с понятием «Воинская повинность» и его историей можно поинтересоваться у учащихся, как они относятся к воинской повинности, насколько правомерно использование данной практики в нашей стране, и предложить им выделить аргументы «за» и «против» воинского призыва.

В процессе широкой общественной дискуссия, которая продолжается в нашей стране и мире не один год, были сформулированы следующие основные аргументы «за» и «против» воинского призыва.

Ученики могут сначала предложить свои собственные аргументы, сравнить с существующими и оценить их. Можно сразу познакомить их с основными аргументами и организовать дебаты, в конце которых определить наиболее убедительную позицию и ее аргументы.

Призыв: аргументы «за»

Священная обязанность

Большое распространение получила позиция, что воинская служба в мирное время - это возможность гражданина показать верность по отношению к своей стране, своего рода деятельный патриотизм. Гражданин - это не просто человек, который платит налоги, он должен быть готов пожертвовать жизнью ради защиты Отечества. Воинская повинность, отрывающая молодых людей от дома ради тягот казарменной жизни, должна быть напоминанием об их высшем воинском долге.

Социальная справедливость

Этот аргумент основан на убеждении, что богатые и образованные люди никогда не согласятся посвятить себя воинской профессии добровольно. Всеобщая воинская повинность выступает в качестве универсального социального уравнителя, предъявляя одни и те же требования к наследнику богача и сыну бедняка.

«Плавильный котел»

Система призыва приводит к тому, что в армию попадают люди не только разного имущественного положения, но и с разным профессиональным опытом, с различными взглядами. Таким образом, считают некоторые, именно призыв обеспечивает армии разнообразие талантов, в то время как профессиональная армия всегда состоит из людей примерно одного и того же рода. Теоретически именно сочетание людей, обладающих разными способностями, обеспечивает наиболее эффективное решение любых задач, в том числе боевых. На практике недостаток опыта и отсутствие энтузиазма обычно делают призывную армию менее эффективной в конкретных боевых ситуациях, особенно на чужой территории. Это показали, в частности, вьетнамская война США и афганская война, которую вел СССР.

Просветительская роль военной службы

Некоторые полагают, что воинская повинность в мирное время - это идеальный инструмент для обучения населения базовым жизненным ценностям и навыкам, например, выживанию в чрезвычайных условиях, скорой медицинской помощи и т. д.

Призывная армия - гарант демократии

Есть мнение, что призывная система комплектования армии способствует сохранению и укреплению демократии в стране. Невозможно долго использовать призывную армию в агрессивных войнах, поскольку это приводит к нравственной деградации как на фронте, так и в последующей гражданской жизни участников конфликтов, как показал опыт Афганстана и Вьетнама. Таким образом, призывная армия сдерживает активность правительства в проведении агрессивных кампаний, что способствует сохранению мира между народами.

Существует опасность превращения профессиональной армии в своего рода «государство в государстве». Такие воинские добродетели, как повиновение приказам и уважение к вышестоящим, могут быть использованы для построения диктаторских режимов. Вооруженные силы могут привлечь - сознательно или подсознательно - людей, предпочитающих авторитаризм демократии.

Призывная армия как дешевый способ привлечения специалистов

Часто, особенно в развивающихся странах с коррумпированным чиновничеством, доминирует представление, что в результате призыва в армию попадают самые никчемные молодые люди, потому что те, кто разумнее и сообразительнее, уклоняются от службы. Однако в принципе призывная система может быть устроена так, чтобы отсеивать неуравновешенных и малоквалифицированных людей, и рекрутировать лучших представителей молодежи, в том числе тех, кто обладает полезными для армии профессиональными навыками. Если призывать в армию прежде всего талантливых и способных молодых людей, которых легко обучить чему угодно, то такой подход позволяет уменьшить численность армии и затраты на ее содержание. Кроме того, если отсеивать полукриминальные элементы, то будет решена проблема неуставных взаимоотношений.

Моральное обоснование воинской повинности

Жан Жак Руссо, известный французский просветитель, яростно возражал против идеи профессиональной армии, полагая, что участие в защите общества и государства является правом и привилегией каждого гражданина, а передача этой задачи в руки профессионалов свидетельствует о моральном упадке общества. В доказательство он приводил пример Римской республики, крах которой совпал с переходом от армии, основанной на всеобщем призыве, к профессиональной армии наемников.

Право государства призывать своих граждан на военную службу может быть основано на рациональных доводах, если признать верность следующих двух посылов.

Во-первых, армия никогда не должна использоваться в наступательных целях, она служит для защиты границ. Во-вторых, любая иностранная оккупация является абсолютным злом и угрожает жизни большинства граждан.

Если принять эти две посылки, то, чтобы достичь наибольшего блага для большинства, следует пожертвовать некоторым количеством людей. Эти люди, резервисты, служащие в вооруженных силах, должны принести жертву из альтруизма - во имя сохранения жизней других. Если согласиться с тем, что государство может требовать от человека, чтобы он принес в жертву свою жизнь, то можно признать, что при некотором уровне жертв (обычно называются цифры от 1 % до 10 % личного состава армии) смерть в бою части граждан предпочтительнее, чем иностранная оккупация.

Военная служба в мирное время, считают сторонники призыва, может воспитать у граждан стойкие патриотические убеждения и готовность умереть во благо общество.

При наличии в стране воинской повинности каждый человек понимает, что любая война означает для него самого или его близких смерть или по меньшей мере угрозу смерти. В итоге это уменьшает желание общества участвовать в вооруженных конфликтах. Однако следует признать, что мнение общества имеет значение только в демократических странах.

Милиционная армия - решение проблемы недостатка солдат

Некоторые страны, например, маленькие или переживающие демографический кризис, сталкиваются с невозможностью укомплектовать армию. Есть два пути решения этой проблемы. Первый - это поставить всех здоровых мужчин под ружье, но не отрывать их от дома и семьи. Этот путь избрала Швейцария, что позволило ей сохранить суверенитет, несмотря на нападения, не прекращавшиеся на протяжении всей истории независимости страны. Швейцарская милиционная система была настолько удачным изобретением, что многие ее боевые приемы и виды оружия были вскоре позаимствованы другими странами.

Для маленьких стран привлекательным способом обеспечения национальной безопасности является вступление в военный союз типа НАТО.

Второй вариант - содержать профессиональную наемную армию. Этот подход, однако, требует финансовых средств и волонтеров, желающих служить за вознаграждение. Кроме того, необходимо постоянно контролировать наемников-иностранцев на случай их выхода из повиновения.

Показывая разнообразные точки зрения на тот или иной проблемный вопрос, преподаватель учит подростков, молодых людей думать ответственно и взвешенно, удерживая их от скоропалительных выводов, учит умению противостоять манипуляциям со стороны недобросовестных источников информации.

Призыв: аргументы «против»

Воинская повинность и Всеобщая декларация прав человека

Многие аргументы против призыва основаны на принципах Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1948 году.

Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах (...)

Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии и пр. (...)

Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4. Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии (...)

Статья 13. (1). Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. (2). Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Статья 20. (...) Никто не может быть принужден вступить в какую-либо ассоциацию.

Статья 23. Каждый человек имеет право (...) на свободный выбор работы.

Вышеперечисленные права зафиксированы в конституциях многих стран, в том числе тех, где воинская повинность существовала после Второй мировой войны, или тех, в которых воинская повинность предусмотрена на случаи войны.

Призыв как рабство

«Воинская повинность подчиняет личность милитаризму. Это форма рабства.

Александр II известен своими многочисленными реформами, затронувшими все стороны жизни российского общества. В 1874 году по поручению этого царя военный министр Дмитрий Милютин изменил систему призыва в отечественную армию. Формат всеобщей воинской повинности с некоторыми изменениями существовал в Советском Союзе и сохраняется и сегодня.

Военная реформа

Эпохальное для тогдашних жителей России введение всеобщей воинской повинности произошло в 1874 году. Состоялось оно в рамках масштабных реформ в армии, предпринятых в период правления императора Александра II. Этот царь взошел на престол в тот момент, когда Россия позорно проигрывала Крымскую войну, развязанную его отцом Николаем I. Александру пришлось заключить невыгодный мирный договор.

Однако настоящие последствия неудачи в очередной войне с Турцией проявились только через несколько лет. Новый царь решил разобраться в причинах фиаско. Они заключались в том числе и в устаревшей и неэффективной системе пополнения личного состава армии.

Недостатки рекрутской системы

До того как произошло введение всеобщей воинской повинности, в России существовала рекрутская повинность. Она была введена по в 1705 году. Важная особенность этой системы заключалась в том, что повинность распространялась не на граждан, а на общины, которые выбирали молодых мужчин, отправляемых в войско. При этом срок службы был пожизненным. Мещане, и ремесленники выбирали своих кандидатов посредством слепого жребия. Данная норма была закреплена законодательно в 1854 году.

Помещики, владевшие собственными крепостными, сами выбирали крестьян, для которых армия на всю жизнь становилась домом. Введение всеобщей воинской повинности избавило страну и от еще одной проблемы. Она заключалась в том, что юридически не существовало определенного Он колебался в зависимости от региона. В конце XVIII века срок службы сократили до 25 лет, но даже такие временные рамки отрывали людей от собственного хозяйства на слишком долгий период. Семья могла остаться без кормильца, а когда тот возвращался домой, он уже был фактически недееспособен. Таким образом, возникала не только демографическая, но и экономическая проблема.

Провозглашение реформы

Когда Александр Николаевич оценил все минусы существовавших порядков, он решил поручить введение всеобщей воинской повинности главе Военного министерства Дмитрию Алексеевичу Милютину. Тот прорабатывал новое законодательство несколько лет. Разработка реформы закончилась в 1873-м. 1 января 1874 года окончательно произошло введение всеобщей воинской повинности. Дата этого события стала знаковой для современников.

Рекрутская система отменялась. Теперь призыву подлежали все мужчины, которые достигли 21 года. Государство не делало исключений для сословий или чинов. Таким образом, реформа затронула и дворян. Инициатор введения всеобщей воинской повинности Александр II настаивал на том, что в новой армии не должно было быть привилегий.

Сроки службы

Основной теперь составлял 6 лет (на флоте - 7 лет). Также были изменены временные рамки пребывания в запасе. Теперь они равнялись 9 годам (на флоте - 3 годам). Кроме того, формировалось новое ополчение. В него на 40 лет попадали те мужчины, которые уже отслужили фактически и в запасе. Таким образом, государство получало четкую, регламентированную и прозрачную систему пополнения войска на любой случай. Теперь, если начинался кровопролитный конфликт, армия могла не беспокоиться о приливе в свои ряды свежих сил.

Если у семьи был единственный кормилец или единственный сын, он освобождался от обязанности идти служить. Также была предусмотрена гибкая система отсрочек (например, в случае низкого благосостояния и т. д.). Период службы сокращался в зависимости от того, какое образование было у призывника. Например, если мужчина уже отучился в университете, он мог пробыть в армии всего полтора года.

Отсрочки и освобождения

Какие еще особенности имело введение всеобщей воинской повинности в России? Кроме всего прочего появились отсрочки для призывников, у которых были проблемы со здоровьем. Если по своему физическому состоянию мужчина был не способен служить, его вообще освобождали от обязанности побывать в армии. Помимо этого исключение делали еще и для служителей церкви. Люди, имевшие специфические профессии (медицинские доктора, ученики в Академии художеств), сразу зачислялись в запас без фактического пребывания в армии.

Щекотливым был национальный вопрос. Так, например, представители коренных народов Средней Азии и Кавказа вообще не служили. В то же время такие льготы в 1874 году были отменены для лопарей и некоторых других северных национальностей. Постепенно эта система менялась. Уже в 1880-е годы на службу стали призываться инородцы Томской, Тобольской и а также Тургайской, Семипалатинской и Уральской областей.

Участки комплектования

Появились и другие новшества, которые ознаменовало введение всеобщей воинской повинности. Год реформы запомнился в армии тем, что теперь она стала комплектоваться согласно региональному ранжированию. Вся Российская империя была поделена на три крупных участка.

Первый из них был великорусским. Почему его так назвали? К нему отнесли территории, на которых проживало абсолютное русское большинство (выше 75 %). Объектами ранжирования стали уезды. Именно по их демографическим показателям власти решали, к какой группе отнести жителей. Второй участок включал земли, где также были малороссы (украинцы) и белорусы. Третья группа (инородческая) - это все остальные территории (в основном Кавказ, Дальний Восток).

Данная система была необходима для комплектования артиллерийских бригад и пехотных полков. Каждая такая стратегическая единица пополнялась жителям только одного участка. Делалось это для того, чтобы избежать в войсках межнациональной розни.

Реформа в системе подготовки военных кадров

Важно, что проведение военной реформы (введение всеобщей воинской повинности) сопровождалось и другими нововведениями. В частности, Александр II решил полностью изменить систему офицерского образования. Военно-учебные заведения жили по старым костным порядкам. В новых условиях всеобщего призыва они становились неэффективными и затратными.

Поэтому в этих учреждениях началась своя серьезная реформа. Ее главным проводником стал великий князь Михаил Николаевич (младший брат царя). Главные изменения можно отметить в нескольких тезисах. Во-первых, специальное воинское образование было окончательно отделено от общего. Во-вторых, был облегчен доступ к нему для мужчин, не принадлежавших к дворянскому сословию.

Новые военные образовательные учреждения

В 1862 году в России появились новые военные гимназии - средние учебные заведения, которые были аналогами гражданских реальных училищ. Еще через 14 лет были окончательно отменены все сословные цензы при поступлении в подобные учреждения.

В Санкт-Петербурге основали Александровскую академию, которая специализировалась на выпуске армейских и юридических кадров. К 1880 году количество военно-учебных заведений по всей России заметно увеличилось по сравнению с цифрами в начале правления царя-освободителя. Функционировало 6 академий, столько же училищ, 16 гимназий, 16 училищ для юнкеров и т. д.

1 (13) января 1874 г. был издан «Манифест о введении всеобщей воинской повинности», в соответствии с которым воинская повинность возлагалась на все сословия Российской империи. В тот же день был утвержден «Устав о воинской повинности», в котором защита престола и Отечества объявлялась священной обязанностью всех российских подданных. Согласно Уставу, все мужское население страны «без различия состояний» подлежало воинской повинности. Тем самым были заложены основания армии современного типа, способной выполнять не только военные задачи, но и миротворческие функции (пример тому – победоносная русско-турецкая война 1877-1878 гг.).

Начиная с Петра I, все сословия в России привлекались к службе в армии. Дворяне обязательно должны были сами проходить военную службу, а податные сословия - обеспечивать армию рекрутами. Когда Екатерина II освободила «благородное дворянство» от обязательной службы, рекрутчина оказалась уделом беднейших слоев общества. Дело в том, что до принятия Устава о воинской повинности рекрутская повинность не носила характер личной обязанности нести военную службу. В ряде случаев допускалась замена поставки рекрута натурой, денежным взносом или наймом охотника - человека, который соглашался пойти на службу вместо призванного рекрута.
Реформы в военной области стимулировались неутешительными итогами Крымской войны 1853-1856 гг. Уже в конце 1850-х годов был упразднен институт военных кантонистов и сокращен до 10 лет срок службы низших чинов. Новый виток реформ был связан с назначением в 1861 г. на пост военного министра Дмитрия Алексеевича Милютина. Военные преобразования развернулись сразу по нескольким направлениям, включая: введение новых воинских уставов, сокращение личного состава армии, подготовку обученных резервов и офицерских кадров, перевооружение армии и реорганизацию интендантской службы. С 1864 до 1867 г. численность вооруженных сил была сокращена с 1132 тыс. до 742 тыс. чел., без снижения реального военного потенциала.
Во главу угла военной реформы был положен принцип децентрализации войскового управления путем создания военных округов, командующие которых должны были соединять в своих руках высшее командование войсками и контроль над военной администрацией. 6 августа 1864 г. было принято «Положение о военно-окружных управлениях», согласно которому было создано сначала 9 военных округов, а 6 августа 1865 г. - еще 4 военных округа. Одновременно была проведена реорганизация военного министерства. В 1865 г. был учрежден Главный штаб – высший орган оперативно- стратегического и строевого управления войсками, подчиненный военному министру. В свою очередь, созданный еще в 1827 г. Генеральный штаб стал структурным подразделением Главного штаба. Основной целью данных реформ было сокращение армии в мирное время и одновременное обеспечение возможности ее развертывания во время войны.
С 1865 г. началась военно-судебная реформа, в основе которой лежало внедрение принципов гласности, состязательности сторон и отказ от телесных наказаний. Были установлены три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суд. В 1860-х годах, по инициативе военного ведомства, началось строительство стратегических железных дорог, а в 1870 году были образованы специальные железнодорожные войска. Реорганизации армии сопутствовала коренная перестройка старых оружейных заводов и строительство новых, благодаря чему в 1870-е годы завершилось перевооружение армии нарезным оружием.
Условия Парижского мирного договора существенно ограничивали возможности развития военно-морского флота. До 1864 г. очевидно первостепенное внимание к береговой обороне. Это подтверждается строительством на российских верфях, прежде всего, предназначенных для береговой обороны канонерских лодок. Одновременно на созданное в 1856 г. и состоявшее под Высочайшим покровительством Русское Общество Пароходства и Торговли была возложена задача создания училищ для подготовки морских кадров. На практике эти меры представляли собой реализацию плана создания резерва военного флота, способного отчасти компенсировать отсутствие такового. Во второй половине 1860-х гг. российское правительство начинает строить башенные фрегаты, предназначенные для океанских крейсерских операций.
Реформа военно-учебных заведений предусматривала создание военных и юнкерских училищ, в которые с 1876 г. стали принимать лиц всех сословий. Из 66 кадетских корпусов были сохранены только два - Пажеский и Финляндский, а остальные были переформированы в военные гимназии или в военные училища. В 1877 г. была создана Военно-юридическая академия и расширена основанная Николаем I Академия Генерального штаба.
Также во главу военной реформы были поставлены вопросы престижа военной службы и корпоративности военного сословия. Этим целям служило создание военных библиотек и военных клубов, сначала офицерских, а в 1869 г. было создано первое солдатское собрание, с буфетом и библиотекой. Составной частью реформы стало улучшение материального положения офицеров: с 1859 по 1872 г. как минимум на 1/3 (а для многих категорий в 1,5 – 2 раза) были повышены выплаты и жалование. Столовые деньги офицеров составляли от 400 до 2 тыс. руб. в год, тогда как обед в офицерском клубе обходился всего в 35 копеек. С 1859 г. стали создаваться кассы для офицеров и других чинов для выплаты пенсий и пр. Причем для всех чинов давались заемные ссуды под единые 6% годовых.
Однако все эти нововведения не смогли устранить сословную структуру армии, основанную на системе рекрутских наборов, прежде всего, среди крестьян и монополии дворян на занятие офицерских должностей. Поэтому в 1870 г. для разработки вопроса о воинской повинности была образована особая комиссия. Спустя четыре года Комиссия представила на рассмотрение императора Устав всеобщей всесословной воинской повинности, который был высочайше утвержден в январе 1874 г. Рескрипт Александра II от 11 (23) января этого же года поручал министру привести закон в исполнение «в том же духе, в каком он составлен».
Согласно Уставу, на воинскую службу по жребию, который делался один раз в жизни, призывались по достижению 20 лет. Те, кто по номеру вынутого жребия не подлежал поступлению в постоянные войска, зачислялись в ополчение. Устав определил общий срок военной службы в сухопутных войсках 15 лет, на флоте - 10 лет, из которых действительная военная служба равнялась 6-ти годам на суше и 7-ми - на флоте. Остальное время приходилось на службу в запасе (9 лет в сухопутных войсках и 3 - на флоте). То есть по выходу в запас солдат время от времени мог призываться на учебные сборы, не препятствовавшие его частным занятиям или крестьянскому труду.
Устав также предусматривал льготы по образованию и отсрочки по семейному положению. Так, освобождению от службы подлежали единственные сыновья у родителей, единственные кормильцы в семье при малолетних братьях и сестрах. От воинской повинности по социальному состоянию освобождались священники всех христианских вероисповеданий, некоторые лица мусульманского духовенства, штатные преподаватели вузов и обладатели ученых степеней. По национальному признаку освобождению подлежали нерусские туземные жители Средней Азии, Казахстана, некоторых округов Сибири, Астраханской, Тургайской, Уральской, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской и Закаспийской областей, Архангельской губернии. На особых условиях к службе привлекалось население Северного Кавказа и Закавказья нехристианских вероисповеданий: для них отбывание воинской повинности заменялось уплатой особого денежного сбора. Сокращенные сроки службы устанавливались для выпускников высших, средних и низших учебных заведений. По уставу 1874 г. для первых срок определялся в полгода, для вторых – в полтора года и для третьих - в три года. Впоследствии эти сроки были увеличены соответственно до двух, трех и четырех лет. Предусматривалась и практика отсрочек для учащихся высших и средних учебных заведений.
Для исполнения воинской повинности в каждой губернии учреждались губернские по воинской повинности присутствия, которые находились в ведении Управления по делам воинской повинности Главного штаба Военного министерства. Устав о воинской повинности с изменениями и дополнениями действовал до января 1918 г.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ #Воинская обязанность в РФ ЕГЭ | Альтернативная гражданская служба | Подготовка к ЕГЭ 2018...

    ✪ Основные сведения о воинской обязанности. Видеоурок по ОБЖ 11 класс

    ✪ Правовые основы воинской обязанности и военной службы

    ✪ Военная служба

    ✪ ЕГЭ по обществознанию. Освобождение и отсрочка от призыва на военную службу

    Субтитры

    Добрый день. Я снова с вами, вы снова со мной и мы снова вместе на канале BS обсуждаем вопросы подготовки к егэ по обществознанию. Сегодня, в преддверии 23 февраля, я раскрою тему «Воинская обязанность», о которой мужская часть сдающих егэ говорить не любит и боится, а женская часть не знает что говорить. И чтобы первые перестали бояться, а вторые расширили свой кругозор, оставайтесь со мной ближайшие несколько минут. Начнём, как и всегда в обществознании, с определения. Воинская обязанность – это обязанность граждан РФ проходить военную подготовку в рядах ВС РФ. Помним, что Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Конституция РФ, Федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» регулируют порядок выполнения гражданами РФ воинской обязанности. Теперь давайте пройдемся по основным этапам осуществления воинской обязанности. Если Родина начинается с картинки в букваре, то выполнение воинской обязанности начинается с постановки на воинский учёт. Обычно это происходит при достижении 17-летия. И делается с целью учёта призывных и мобилизационных ресурсов государства. То есть государство должно знать, сколько потенциальных воинов есть в стране на данный момент. Обычно 10 или 11-классники проходят медкомиссии в военкоматах, затем заполняют анкеты, делают различные тесты в результате чего получается личное дело на каждого из них, в котором отображены состояние здоровья, психические характеристики, возможные направления прохождения службы и многое другое. Кстати, девушки, имеющие военно-учетную специальность также должны состоять на учете. Постановка на учёт завершается получение приписного свидетельства. Обязательная или добровольная подготовка к военной службе. Обязательная подготовка включает в себя получения начальных знаний в области обороны, подготовку по основам военной службы в рамках среднего полного образования. Обычно это происходит на уроках ОБЖ. Добровольная подготовка может включать занятие военно-прикладными видами спорта (армейский рукопашный бой, парашютный спорт), обучение по доп образовательным программам, имеющим цель военную подготовку несовершеннолетних граждан. Призыв на военную службу. Именно с этим этапом у большинства и ассоциируется военная служба. Но стоит отметить, что этот этап может включать как призыв на срочную военную службу, так и призыв офицеров запаса, призыв на военные сборы и многое другое. О срочной службе мы скажем чуть позже. 4.4. Пребывание в запасе (резерве), которое включает прохождение военных сборов, соблюдений обязанностей по воинскому учёту. Этих четырех этапов более чем достаточно для ЕГЭ. Теперь остановимся подробнее на срочной службе. К призыву на срочную службу подлежат мужчины в возрасте от 18 до 27 лет. В какой-то момент своей жизни каждый из нас получает повестку в военкомат, за которую, формально, мы должны расписаться, хотя на практике, так происходит далеко не всегда. Если Вы видите такой красный конверт – знай, твоё время пришло. После получения повестки в указанное время надо явиться в военкомат, где вновь проходится медкомиссия, а через какое-то время нормальный человек становится срочником, существом бесправным и забавным. Срочная воинская служба продолжается в течение 12 месяцев. И если вы хотите понять, что такое вечность, вам надо отслужить эти 12 месяцев. После прохождения срочной службы человек получает военный билет с штампом о пройденной службе. 1) Сложными заданиями являются вопросы об отсрочке и освобождения от срочной службы. Отсрочка означает, что на какое-то время человек получает возможность отложить свой поход в армию, но ключевое слово: «на какое-то время». Как только основание отсрочки исчезает, человек призывается на службу. Если, конечно, ему не исполнилось 27 лет. Надо помнить хотя бы несколько оснований для отсрочки: получение ПЕРВОГО высшего образования, по состоянию здоровья (допустим, перелом ноги) до одного года, опекунство за несовершеннолетним братом или сестрой, если нет других лиц, имеющим двух и более детей, лица, занявшие выборные должности на срок их полномочий. Основания для освобождения от службы следующие: По состоянию здоровья, прошедшие военную службу РФ, имеющие ученую степень кандидата или доктора наук, являющиеся сыновьями или братья людей, погибших во время прохождения срочной службы по призыву, а также проходящие альтернативную гражданскую службу. Не подлежат призыву на военную службу граждане: а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд. Альтернативная гражданская служба (АГС) - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами вместо военной службы. В настоящее время альтернативнослужащие работают санитарами в больницах, диспансерах и домах-интернатах, строителями, рабочими на заводах, лесниками, библиотекарями, архивистами, рабочими в цирках и театрах, почтальонами, дежурными на метеостанциях, пожарных командах. Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. Обратите внимание, что людей с нетрадиционной ориентацией в этом списке нет. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают. При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают. Срок АГС составляет 21 месяц. Именно поэтому многие предпочитают проходить обычную 12-месячую срочную службу. Запомните, что человек, проходящий АГС, заключает трудовой договор. Он также имеет право на отпуск (2 раза), соцгарантии, образование по вечерней или заочной форме и ряд других прав. При этом гражданин, направленный на АГС не имеет права: занимать руководящие должности; участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций; совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителем работодателя; прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе. Вот, собственно, и вся тема. Надеюсь, что вы хоть что-то поняли. Иначе скоро для части из вас эта тема станет актуальней некуда. Спасибо, что были с нами. Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и готовьтесь к егэ. До новых встреч!

История

Допетровская Русь

Воинская повинность, как определённая законом общая для всех граждан мужского пола обязанность военной службы, установилась в Европе только в Новейшее время. В Средние Века дворянство несло постоянную военную службу, прочее же население призывалось к отбыванию её только в случаях особой опасности для страны. Позднее армии пополнялись наймом охотников , а затем насильственной вербовкой. В Московской Руси войска состояли обыкновенно из лиц, наделённых землёй (поместьем) под условием службы; в военное время выставлялись ещё даточные люди соразмерно числу дворов и пространству поземельных владений.

1700-1874

До введения всеобщей воинской повинности лопари, корелы Кемского уезда Архангельской губернии, самоеды Мезенской губернии и все сибирские инородцы не подлежали рекрутской повинности .

Всеобщая воинская повинность первоначально также не была распространена на всех этих инородцев, но затем, начиная со второй половины 1880-х гг., инородческое население Астраханской, Тобольской и Томской губерний, Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской и Уральской области и всех губерний и областей Иркутского и Приамурского генерал-губернаторств, а также самоедов Мезенского уезда стали привлекать к отбыванию всеобщей воинской повинности на основании особых положений.

Для мусульманского населения Терской и Кубанской областей и Закавказья, а также для абхазцев -христиан Сухумского округа и Кутаисской губернии поставка новобранцев была временно заменена взиманием особого денежного сбора; тем же налогом облагались и инородцы Ставропольской губернии: трухмены , ногайцы , калмыки и прочие, а равно караногайцы, поселенные в Терской области, и жители Закавказского края: ингилойцы -христиане и мусульмане, курды и езиды .

1917-1991

Воинская обязанность в России и СССР сохраняется. Первоначально служба в РККА была объявлена добровольной, однако уже с 1918 г. начались мобилизации. К концу Гражданской войны численность РККА достигла 5 млн чел., а в 1925 году был принят Закон об обязательной военной службе, предусматривавший ежегодный призыв в армию на срок для красноармейцев 2 года, для младшего командного состава авиации и краснофлотцев - 3 года.

По Закону СССР «О всеобщей воинской обязанности», принятому 1 сентября 1939 года , на действительную военную службу призывались граждане, которым в год призыва исполнялось девятнадцать лет, а окончившим среднюю школу и ей соответствующие учебные заведения - восемнадцать лет. Сроки военной службы составляли: для рядового состава сухопутных войск - 2 года; для младшего начальствующего состава сухопутных частей и внутренних войск, а также для рядового и младшего начальствующего состава сухопутных частей пограничных войск, для рядового и младшего начальствующего состава ВВС - 3 года; для рядового и младшего начальствующего состава частей береговой обороны и кораблей пограничных войск - 4 года; для рядового и младшего начальствующего состава кораблей ВМФ - 5 лет .

В 1948-м закончилась демобилизация военнослужащих срочной службы «старших» возрастов, призванных во время войны, но призывники 1925, 1926 и 1927 годов рождения продолжали в нарушение закона оставаться на службе (они были демобилизованы только в начале 1950-х годов) .

12 октября 1967 года был принят новый закон СССР «О всеобщей воинской обязанности». Он установил новые сроки службы: а) для солдат и сержантов Советской Армии, береговых частей и авиации Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск - 2 года; б) для матросов и старшин кораблей, судов и береговых частей боевого обеспечения Военно-Морского Флота и морских частей пограничных войск - 3 года; в) для солдат, матросов, сержантов и старшин Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск, имеющих высшее образование, - 1 год .

Воинская обязанность в Российской Федерации

В 1993 году было отменено действие нормативного акта, существовавшего в СССР - в силу вступил закон РФ «О воинской обязанности и военной службе». Изначально документ сократил срок службы до 1,5 лет, а на флоте - до 2 лет.

В 1996 году из-за Чеченской кампании вступил в силу новый закон, согласно которому продолжительность службы в армии и на флоте составила до 2 лет.

14 июня 2006 года Государственная дума России приняла поправки в закон «О воинской обязанности и военной службе», устанавливающие для граждан мужского пола, призванных в срок с 1 января 2007 года , срок службы в армии по призыву 18 месяцев, а с 1 января 2008 года - 12 месяцев, и одновременно отменяющие целый ряд существовавших ранее отсрочек от призыва, существенно сократившие количество «военных кафедр » в гражданских вузах и ужесточившие требования к их выпускникам.

Начиная с весенней призывной кампании 2017 года все должности на кораблях и подводных лодках Северного флота комплектуются исключительно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Военнослужащие по призыву будут направлены только в части береговых войск.

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учёте или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе. На воинском учёте обязаны состоять все граждане, за исключением:

  • освобождённых от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;
  • проходящих военную службу или альтернативную гражданскую службу;
  • отбывающих наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола, не имеющих военно-учётной специальности;
  • постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

Граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, на военную службу не призываются.

Де-факто в Российскую армию практически не призываются призывники из Чечни и Дагестана.

Основания для отсрочки

  • Обучение в средней школе, ПТУ, техникуме, колледже, ВУЗе (с некоторыми оговорками)
  • Обучение в аспирантуре
  • Категория годности «временно не годен» по состоянию здоровья
  • Постоянный уход за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре). Фактически последнее требование равносильно наличию инвалидности I группы.
  • Опекунство или попечительство над несовершеннолетним родным братом или несовершеннолетней родной сестрой при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан
  • Наличие ребёнка при условии воспитывания его без матери
  • Наличие двух и более детей
  • Наличие ребёнка-инвалида в возрасте до трёх лет
  • Поступление на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии высшего профессионального образования и специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях
  • Наличие ребёнка и жены, срок беременности которой составляет не менее 26 недель
  • Избрание депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатом представительных органов муниципальных образований или главой муниципальных образований и осуществление своих полномочий на постоянной основе, - на срок полномочий в указанных органах
  • Регистрация в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах в качестве кандидатов на замещаемые посредством прямых выборов должности или на членство в органах (палатах органов) государственной власти или органах местного самоуправления, - на срок до дня официального опубликования (обнародования) общих результатов выборов включительно, а при досрочном выбытии - до дня выбытия включительно.
Выбор редакции
Инвестиционные проекты можно оценивать по многим критериям — с точки зрения их социальной значимости, масштабам воздействия на окружающую...

Неофициальная редакция ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ПРИМЕНЕНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН В...

Сдавайте отчетность быстро, удобно и без ошибок Сервис "1С-Отчетность" встроен в программы 1С. Все действия с отчетностью производятся в...

Вахтовый метод работы - не самый легкий, но порой он кажется единственным способом поддержать семью и заработать приличные деньги....
Фиксация и учет всех приказов, изданных по организации, ведется в специальном журнале регистрации. В статье рассказывается, как правильно...
Должностная инструкция главного бухгалтера служит для определения спектра отношений топ-менеджера с руководством, своими подчиненными и...
Лизингодатель – это один из участников договора лизинга, который приобретает в собственность необходимое имущество (оборудование,...
Налоговая система - важнейшая составляющая национальной экономики любого государства. Каковы ее особенности в России? Каковы функции,...
МВД не назвало имя фигуранта дела, однако СМИ сообщили, что речь действительно идет об акционере компании Сергее Ломакине. Дело связано с...