Образец исследовательской работы. Оформление научно-исследовательской работы. План написания заключения


Данный материал содержит рекомендации по оформлению исследовательских работ для учащихся начальной школы - дан образец титульного листа, оглавления, введения, заключения, а также указано, что необходимо отразить в главе 1 и главе 2, в приложении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение стр.3

Глава 1. Разнообразие пород морских свинок стр.4

Глава 2. Правила ухода за морскими свинками стр.5

Заключение стр.6

Список литературы стр.7

Приложение

Введение

Вступление. Например:

Для исследовательской работы мы выбрали тему «Морские свинки», так как этот материал представляет информационную ценность для учащихся, учителей и других людей, которые интересуются миром животных. В нашей работе собраны и описаны различные сведения о морских свинках, даны рекомендации по уходу за ними.

Актуальность (значимость) данной темы в настоящее время и для кого она имеет значение.

Проблема исследования – каким образом систематический уход будет способствовать правильному развитию животного.

Объект исследования – морские свинки.

Предмет исследования – условия, при которых будут жить и развиваться морские свинки.

Цель исследования – обосновать необходимость и эффективность своевременного и необходимого ухода за данными декоративными домашними животными.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Найти и описать разнообразие пород морских свинок.

3. Составить правила ухода за морскими свинками.

4. Проверить на практике эффективность правильного ухода для жизни и развития морских свинок.

Гипотеза – если систематически ухаживать за морскими свинками, то они будут жить и развиваться правильно.

Методы исследования:

1. Изучение специальной литературы.

2. Обобщение и систематизация материала по данной теме.

3. Наблюдение и фиксация наблюдений.

Глава 1. Разнообразие пород морских свинок

В данной главе ребенок составляет описание пород морских свинок, их разнообразие, историю появления

Глава 2. Правила ухода за морскими свинками

В этой главе составляется описание правил ухода за морскими свинками, даются рекомендации ветеринаров

Заключение

В начале нашей исследовательской работы мы поставили проблему – выяснить, каким образом систематический уход будет способствовать правильному развитию морских свинок. В ходе изучения литературы мы выяснили основные условия, которые необходимо создавать для их жизни. Мы узнали, какие существуют в мире в настоящее время породы морских свинок и как они появились.

В ходе изучения специальной литературы, проведения наблюдений мы выяснили, что необходимо систематически ухаживать за морскими свинками в домашних условиях.

Проведенные нами наблюдения помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: если систематически ухаживать за морскими свинками, то они будут жить и развиваться правильно.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы учащимися и учителями для дополнительных занятий по окружающему миру.

Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая проблема выяснена.

Список литературы

Список использованной литературы в алфавитном порядке

Приложение

Начиная со следующей страницы в «Приложение» помещаются все необходимые для данной работы фотографии, рисунки, таблицы и т.д.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Катайская средняя общеобразовательная школа №1

Исследовательская работа

по окружающему миру

Морские свинки

Фамилия Имя

Ученика/ученицы

4 «В» класс

Руководитель:

Кокшарова Надежда

Владимировна

Катайск 2013


Анализ результатов научно-исследовательской деятельности Университета за 2016/2017 уч.год позволил сформулировать следующие выводы.

Поставленные в начале учебного года задачи по научно – исследовательской деятельности в целом выполнены. Подготовлено и опубликовано в соответствии с требованиями мониторинга эффективности вузов достаточное количество монографий и статей в изданиях перечня ВАК Минобрнауки, РИНЦ, Scopus и других ведущих отечественных и зарубежных изданиях. Отмечается тенденция к увеличению числа публикаций в изданиях Scopus и Web of Science, а также положительная динамика по индексу Хирша отдельных преподавателей в прошедшем учебном году. Показатель Университета по индексу Хирша за отчетный период не изменился. По индексу Хирша Университет среди ВУЗов г. Москвы на занимает 60 место из 150 (в июле 2016 г. было 52 место из 153) по данным РИНЦ на 10.07.2017 г., среди ВУЗов РФ занимает 286 из 761 (в июле 2016 г. было 227 место из 766), т.е. несколько ниже в сравнении с прошлым учебным годом. По числу цитирований в РИНЦ Университет среди ВУЗов г. Москвы занимает 42 место из 150 (в июле 2016 г. было 46 место из 153), среди ВУЗов РФ занимает 159 место из 761 (в июле 2016 г. было 191 из 766), т.е. выше в сравнении с прошлым учебным годом.

За отчетный период в Университете на высоком уровне проведено 5 международных конференций с изданием сборников научных трудов в головном вузе, в том числе XIII Международная научная конференция «Экологические и природоохранные проблемы современного общества и пути их решения», и 8 конференций в филиалах, включая международные, всероссийские и региональные. Всего проведено 13 конференций с изданием сборников материалов.

Проблематика научных направлений и школ Университета освящается в 3-х периодических научных электронных журналах, которые включены в базу РИНЦ и Киберленинка, а также подключены к международной системе библиографических ссылок CrossRef в целях обеспечения перекрестной связи публикаций из мировых научных журналов с помощью цифровой идентификации объектов (Digital Object Identification – DOI). Повышается качество публикуемых статей, повышается индекс цитирования журналов, выполняются основные критерии рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.

За отчетный период получен 1 патент на изобретение и 2 свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ, патентообладателем которых является Университет, на рассмотрении в Роспатенте находятся две заявки на изобретение и одна заявка на регистрацию программы для ЭВМ.

План редакционно – издательской деятельности Университета, включающий 68 изданий, выполнен на 95% на 10.07.2017 г. Фактическое выполнение плана за период 2013-2017 гг. в % показывает в целом положительные тенденции.

Ведется активная научно-исследовательская работа со студентами. Всего за 2016-2017 учебный год студенты Университета приняли участие в 118 научных мероприятиях, более 1200 активных участников НИРС. Всего подготовлено студентами Университета под руководством преподавателей 626 публикаций, в том числе, количество научных публикаций во внутриуниверситетских изданиях – 512, количество научных публикаций во внешних изданиях - 114. Всего на внешних конкурсах и конференциях студенты Университета получили 82 диплома.

В соответствии с требованиями Министерства образования и науки Российской Федерации Университет является эффективным, что отражено в системе «Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2017 года».

Наряду с положительными тенденциями необходимо отметить имеющиеся недостатки:

Остается неудовлетворительным функционирование научных школ и кафедр в части публикационной активности в зарубежных изданиях и с зарубежными авторами;

Повысился уровень самоцитирования в РИНЦ за отчетный период на 7%;

Недостаточно активно кафедры и филиалы принимают участие в открытых конкурсах;

Недостаточно используется потенциал научно – педагогических работников Университета в области создания объектов интеллектуальной собственности;

Недостаточно активно кафедры и филиалы ведут работу в области международного сотрудничества.

С целью развития научных школ и направлений необходимо:

Продолжить активную работу по повышению индекса Хирша научно-педагогических работников Университета, исключая самоцитирование;

Повысить качество публикаций и показатель РИНЦ «Среднее число цитирований в расчете на одну публикацию»;

Усилить работу с зарубежными учеными и организациями по подготовке совместных статей и проведению научных мероприятий;

Систематически проводить научные семинары с аспирантами и молодыми учеными по вопросам подготовки и размещения статей и участия в различных конкурсах, в том числе в открытых конкурсах на получение грантов;

Руководству кафедр, факультетов и филиалов провести предварительную работу по составлению плана НИД с учетом показателей мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования и научных направлений Университета;

Руководству кафедр, факультетов и филиалов проводить систематический контроль выполнения плана НИД, оказывать организационную и научно-методическую поддержку НПР по выполнению и росту показателей;

Мотивировать научно-педагогических работников к участию в выполнении внешних научных программ, проектов, исследований и развитию деловых связей в научной среде;

Руководству кафедр, факультетов и филиалов обратить внимание на публикации НПР в научных журналах Университета, которые имеют высокий пятилетний импакт-фактор РИНЦ (Образовательные ресурсы и технологии – 1,221, Экономика и управление – 1,131).

Страницы текста и приложений должны соответствовать формату А4(210x297). Выполнение работы осуществляется машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги через 1,5 интервала. Высота букв и цифр должна быть не менее 1,8 мм. (Обычно шрифт 14пт Times New Roman с полуторным интервалом). На странице около 1800 знаков, включая пробелы и знаки препинания, т. е. 57–60 знаков в строке, 28–30 строк на странице.

Текст исследовательской работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 25 мм.

При выполнении исследовательской работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения, линии, буквы, цифры и знаки должны быть четкими, одинаково черными по всему тексту.

Заголовки структурных элементов исследовательской работы и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать жирным шрифтом, не подчеркивая. От текста заголовки отделяются двумя интервалами сверху. Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Общие требования к выполнению исследовательской работы

Исследовательская работа является первой работой студента, требующей от него освоения элементов научно-исследовательской работы . Тема исследовательской работы не может носить описательного характера, в формулировке теме должна быть заложена исследовательская проблема.

Исследовательская работа подготавливает школьника к выполнению более сложной задачи - исследовательской работы в ВУЗе. Рекомендуем тщательно ознакомиться с данной темой, так как здесь изложены основные требования к любой научной работе.

Темы работ предлагаются и утверждаются учителями-предметниками. Основные руководящие данные и методические указания для выполнения исследовательской работы по конкретной дисциплине готовятся школьными методическими объединениями. Школьники самостоятельно выбирают дисциплину и тему работы, но в рамках учебного плана. Учащийся также может предложить свою тему исследовательской работы, но обосновав при этом целесообразность ее разработки.

Рационально темы исследовательских работ, выполняемых школьниками за весь период обучения, подбирать таким образом, чтобы они составляли единую систему последовательно усложняемых и взаимосвязанных работ. Желательно публичное проведение процедуры защиты исследовательской работы. При защите работы студент учится не только правильно излагать свои мысли, но и аргументировано отстаивать, защищать выдвигаемые выводы и решения.

Тема должна быть указана без кавычек и без слова «тема». Формулировка тема должна быть по возможности краткой и соответствовать содержанию работы. Объем исследовательской работы от 10 до 30 страниц машинописного текста.

Введение - очень ответственная часть научной работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики самой работы. Поэтому основные части введения к научной работе рассмотрим подробно.

Актуальность - обязательное требование к любой научной работе. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1-3 предложений показать главные факторы актуальности темы.

Иногда автор работы, не находя в доступной ему литературе необходимых сведений, берет на себя смелость утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании изучаемого явления, однако это позднее не подтверждается. Разумеется, такие ответственные выводы можно делать только после тщательного и всестороннего изучения литературных источников и консультаций со своим научным руководителем.

От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой данной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи (2–3 задачи), которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выявить, вывести формулу, разработать методику и т. п.).

Проблема проекта

«Почему?»
(это важно для меня лично)

Актуальность проблемы – мотивация

Цель проекта

«Зачем?»
(мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

«Что?»
(для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

«Как?»
(мы можем это делать)

Выбор способов и методов планирования

Результат

«Что получится?»
(как решение проблемы)

Ожидаемый результат

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав научной работы. Это важно также и потому, что заголовки глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.

Объект - это процесс или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Предмет - это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя. Именно предмет работы определяет тему научной работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.

Обязательным элементом введения научной работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Введение
Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена работа , ее практическая часть. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т. е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Объем введения в исследовательской работе обычно не более 1-2 страниц машинописного текста.

Основная часть
Основная часть исследовательской работы может состоять из 2–3 глав (1 глава теоретическая, описательная, 2-я, 3-я практическая, что было сделано для достижения цели) которые можно, в свою очередь, разделить на параграфы. Названия глав и параграфов не должны дублировать название темы исследовательской работы. Главы и параграфы необходимо соотносить друг с другом по объему представленного материала. Оптимально равное соотношение объемов разделов и параграфов. Объем параграфов не должен превышать объема любой из глав работы. Заголовки глав и параграфов должны быть лаконичными и соответствовать их содержанию.

В основной части исследовательской работы обобщаются сведения из разных литературных источников по данной теме, излагается аргументированный авторский подход к рассмотренным концепциям, точкам зрения. В работах практической направленности обязательно должна быть глава, описывающая методики и техники конкретного авторского исследования, и, собственно, само эмпирическое исследование. Методики практического исследования зависят от дисциплины, по которой пишется работа. Специальные методические рекомендации и указания студенту предоставляются кафедрой и научным руководителем. В исследовательской работе практическая часть не обязательно должна носить обширный характер, но вместе с тем должна быть такой, чтобы студент мог освоить практические, эмпирические, статистические, математические, диагностические и т. п. методы конкретной науки.

Заключение
Заключение содержит краткое изложение выводов по теме работы. Заключение не должно носить характер сжатого пересказа всей работы, в нем должны быть изложены итоговые результаты. Эта часть исполняет роль концовки, обусловленной логикой проведенного исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части работы. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Заключительная часть предполагает, как правило, также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведением исследования. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.

Список использованной литературы
Список использованных источников и литературы содержит наименование работ, источников, которые были непосредственно использованы автором при работе над исследовательской работой. Количество использованных источников и литературы в исследовательской работе, как правило, должно быть не менее 5 и до 15.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в Приложении .

Предлагаемая Вашему вниманию работа была представлена на Международной конференции "Интеллуктуал" в г.Саров моей ученицей Шошиной Олесей . Работа получила высокую оценку жюри (диплом II степени).

Мониторинг малого водоема урбанизированной территории
с целью создания рекреационной зоны

Научный руководитель:
Корниенко Наталья Павловна
учитель биологии

Введение

Стремительная урбанизация природных биоценозов отрицательно сказывается на экологическом состоянии нашей планеты и негативно отражается на здоровье людей. В городах остается все меньше и меньше «уголков естественной природы», где можно отдохнуть после напряженной работы, погулять с детьми. В городе Кемерово эта проблема стоит достаточно остро и требует внимания общественности и властей.

Цель работы: изучение экологического состояния малого водоема, расположенного в Заводском районе города Кемерово для дальнейшего его использования в рекреационных целях.

Задачи:

  1. ознакомиться с теоретической литературой об экологическом состоянии водоемов урбанизированных территорий;
  2. провести мониторинг данного водоема по следующим параметрам:
  • физические свойства воды;
  • химический состав воды;
  • флора водоема и прилегающей территории;
  • оценка антропогенного давления;
  • сравнить экологические параметры исследуемого пруда с параметрами природного водоема, находящегося за чертой города (озеро Суховское);
  • составить прогноз развития водоема.
  • предложить проект рекреационной зоны
  • Гипотеза:

    если экологическое состояние пруда соответствует нормам, то на месте заброшенного пруда, можно создать рекреационную зону, обладающую оздоровительным потенциалом для горожан.

    Глава 1. Общая характеристика водно-ресурсного потенциала Кемеровской области

    Гидрографическая сеть Кузбасса принадлежит бассейну верхней Оби и представлена довольно густой сетью малых и средних рек, озерами, водохранилищами, болотами. Общий объем поверхностного стока составляет 37 км³ (6,4% от поверхностного стока Западно-Сибирского региона). Реки Томь и Иня – основные поверхностные источники водоснабжения Кемеровской области.

    Общее количество озер (вместе с речными старицами) составляет 850 ед., суммарная площадь 101 км², что составляет 0,1% от всей площади Кемеровской области. Также для Кузбасса характерно наличие искусственных озер, образованных в результате отработки угля и других полезных ископаемых. Данные озера имеют глубину до 80-120 м и, соответственно, большой объем при небольшой площади.

    Из существующих в области водохранилищ наиболее крупными (с объемом более 10 млн м³) являются: Беловское водохранилище – 59 млн м³, Кара-Чумышское – 61 млн м³, Журавлевское – 31,59 млн м³, Дудетское – 36 млн м³, запасы воды которых используются в энергетике, для хозяйственно-питьевого водоснабжения, орошения, рыборазведения и в рекреационных целях.

    Однако, с учетом возрастающей антропогенной нагрузки на водные объекты, которая обуславливается введением новых мощностей (в первую очередь на действующих предприятиях угольной промышленности и гидроэнергетики), возможно формирование напряженного водохозяйственного баланса на отдельных водных объектах, особенно в период зимней межени.

    Использование водных ресурсов

    Характеристика поверхностных водных объектов (на постах контроля города Кемерово) приведена по данным наблюдения ГУ «Кемеровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» за 2002 – 2006 год включительно. В течение 2006 года проводилось биотестирование проб воды р. Томь, отобранных в двух створах города Кемерово (поселок Металлплощадка, деревня Подъяково). Было исследовано 22 пробы воды, острой токсичности не выявлено.

    Таблица 1. Динамика среднегодового загрязнения реки Томь выше и ниже города Кемерово (поселок Металлплощадка, деревня Подъяково),
    доли ПДК (для водоемов рыбохозяйственного значения)

    Наименование

    загрязняющего вещества

    Азот аммонийный

    Азот нитритный

    Нефтепродукты

    1 строчка – отбор проб п. Металлплощадка

    2 строчка – отбор проб д. Подъяково

    УКИЗВ – Удельный комбинаторный индекс загрязнения воды. (Методические указания. Метод комплексной оценки степени загрязненности поверхностных вод по гидрохимическим показателям РД 52.24.643-2002). Рассчитывается с 2005 года. Значения: до 1 – вода условно чистая, от 1 до 2 – вода слабо-загрязненная, от 2 до 3 – вода загрязненная, от 3 до 4 – вода очень загрязненная, от 4 до 8 – вода грязная, от 8 до 11 – вода очень грязная, от 11 и выше – вода экстремально грязная.

    Таблица 2. Масса загрязняющих веществ со сточными водами (в тоннах)

    Наименование

    веществ

    Всего (без учета БПКп и ХПК)

    Сухой остаток

    Сульфаты

    Взвешенные вещества

    Азот аммония

    Основными загрязняющими веществами являются соединения азота, фенол, нефтепродукты, легкоокисляемая органика. Уменьшились среднегодовые концентрации фенолов, нефтепродуктов, тяжелых металлов (цинка, меди), однако повысилось загрязнение железом на всем контролируемом участке.

    В 2006 году в реке Томь в районе города Кемерово были обнаружены хлорорганические пестициды (для водоемов рыбохозяйственного значения предусмотрено отсутствие пестицидов).

    Кислородный режим реки удовлетворительный, среднее содержание растворенного кислорода по сравнению с предыдущим годом повысилось.

    Понятие пруда. Классификация

    Наряду с крупными уникальными водохранилищами в Кемеровской области, построено большое количество малых водохранилищ-прудов.

    Пруд - это искусственный водоем, созданный как источник воды для орошения, разведения рыбы и водоплавающей птицы, хранения воды, проведения спортивных и оздоровительных мероприятий и других целей площадью обычно не более 1 км 2 .

    Наполнение прудов обеспечивается местным стоком:

    • талыми и дождевыми водами,
    • родниками,
    • паводковыми водами малых рек равнинной, предгорной и горной части края.

    Пруды как инженерные сооружения могут быть:

    • русловыми,
    • пойменными,
    • балочными,
    • копанями.

    Исследуемый пруд относится к пойменным.

    Пойменные пруды-водохранилища образуются путём затопления части поймы реки, отгороженной от русла реки оградительной дамбой. Заполнение пруда и сброс воды из него осуществляется, как правило, самотёком из реки и назад в реку ниже по течению.

    Схема пойменного пруда.

    1 - река; 2 – чаша пруда; 3 – дамба обвалования; 4 – подводящий канал; 5 – водозаборное сооружение; 6 – сбросной канал; 7 – шлюзы–регуляторы; 8 – сбросное сооружение.

    Глава 2. Материалы и методика работы

    Исследования проводились в летний период 2010 – 2011 годов.

    Объект исследования – пойменный пруд - расположен на территории города Кемерово, рядом с жилыми домами по улице Космической. Имеет размеры: 197 метров в длину и 36 метров в ширину. Пруд не имеет названия. Он образовался путём затопления части поймы реки, отгороженной от русла реки Искитимка оградительной дамбой. Рядом с прудом располагается гаражный кооператив.

    Выбор объекта исследования обусловлен рядом причин:

    а) он соответствует основным критериям выбора объекта (искусственный водоем в городских условиях);

    б) водоем ещё находится в состоянии, подлежащем восстановлению.

    При отборе проб воды на анализ мы придерживались определенных правил:

    1. для анализа нужно использовать стеклянную или пластиковую тару из-под минеральной воды объемом 1,5 литра.
    2. в природных источниках тару опускаем ниже уровня поверхности на 10-15 см.
    3. бутылку необходимо промыть изнутри водой, которая будет браться на анализ.
    4. после набора воды необходимо слегка сдавить бутылку, чтобы не попал воздух или закрыть бутылку под водой.
    5. все анализы должны проводиться в течение 24 часов после взятия пробы.

    В период лета 2010 годы были изучены состав и структура сообщества прибрежных водно-болотных растений. При изучении физического состава проб воды использовала метод качественных реакций на содержание хлора и сульфатов. Также был проведен сравнительный анализ искусственного водного биоценоза города с естественным водным биоценозом озера Суховское по основным органолептическим и внешним показателям, результатам качественных реакций, влиянию антропогенного фактора.

    Среди органолептических показателей мы обращали внимание на интенсивность запаха, цвет, мутность воды.

    Таблица 3. Оценка интенсивности запаха воды.

    Интенсивность запаха

    Характер появления запаха

    Оценка интенсивности запаха

    запах не ощущается

    очень слабая

    запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды)

    запах замечается, если обратить на него внимание

    заметная

    запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде

    отчетливая

    запах обращает на себя внимание и пытается воздержаться от питья

    очень сильная

    запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению

    Таблица 4. Оценка цветности воды.

    Таблица 5. Оценка мутности воды.

    Летом-осенью следующего, 2011 года мы продолжили наблюдения за сообществом прибрежных водно-болотных растений, следили за общим состоянием пруда, влиянием антропогенного фактора. Также был сделан анализ пробы воды в лаборатории Мариинского ликеро-водочного завода. Затем мы сравнили полученные показатели с ПДК веществ (Предельно Допустимые Концентрации); также сравнили показатели нашей воды с показателями проб воды реки Томь, взятыми около п. Металлплощадка и д. Подъяково; вычислили ИЗВ (Индекс Загрязненности Воды) по следующей формуле:

    ИЗВ = (∑ Ci /ПДК i ) / число показателей

    Сi – фактическая концентрация примесей в воде;

    ПДКi – предельно допустимые концентрации этих примесей.

    Таблица 6. Оценка качества воды в зависимости от полученного показателя ИЗВ.

    Полученное значение ИЗВ

    Класс воды

    Текстовое описание воды

    <0,2 для пресной

    0,25 для морской

    Очень чистая

    Умеренно загрязненная

    Загрязненная

    Очень грязная

    Чрезвычайно грязная

    Глава 3. Результаты исследования

    Описание растительного сообщества прибрежной зоны водного биоценоза

    Оп 1, 2010 К. 17.06.10

    Территория изучаемого водоема.

    Прибрежное растительное сообщество.

    атм. давление = 748 мм. рт. ст.

    ветер = 2 м/с

    влажность воздуха = 20%

    Общая высота травостоя ≈ 1м

    ОПП (Общее Проективное Покрытие) = 30-40%

    Состав сообщества описан в приведенной ниже таблице.

    Таблица 7. Описание сообщества прибрежных водно-болотных растений

    Семейство

    Представители

    Сложноцветные

    р.Репейник (Arctium)

    Одуванчик обыкновенный (Taraxacum officinale)

    Полынь обыкновенная (Artemisia vulgaris)

    Осот полевой (Sonchus arvensis)

    Мать-и-мачеха (Tussilago)

    Тысячелистник обыкновенный

    (Achillea millifolium)

    р.Донник (Melilotus)

    Клевер ползучий (Trifolium repens )

    Клевер луговой (Trifolium pratense)

    Горошек заборный (Vicia sepium)

    Ива белая (Salix alba)

    Тополь белый (Populus alba)

    Мятлик луговой (Poa pratensis)

    Ежа сборная (Dactylis glomerata)

    Хвощовые

    Хвощ болотный (Equisetum palustre)

    Хвощ полевой (Equisetum arvense)

    Кленовые

    Клен ясенелистный (Acer negundo)

    (Chenopodiacecae)

    р.Лебеда (Аtriрlех)

    Подорожниковые

    (Plantaginaceae)

    Подорожник большой (Plantago major)

    Крапивные

    Крапива двудомная (Urtica dioica)

    Яснотковые

    Будра плющевидная (Glechoma hederaceae)

    Гречишные

    Горец птичий (Polygonum aviculare)

    Зонтичные

    Купырь лесной (Anthriscus silvestris)

    Осоковые

    р.Камыш (Scirpus)

    Рогозовые

    р.Рогоз (Typha)

    Розоцветные

    Лапчатка гусиная (Potentilla anserina)

    Лютиковые

    Лютик едкий (Ranumculus acer)

    Изучение химического состава воды

    Изучение химического состава воды проводилось при помощи качественного анализа.

    Качественная реакция на ион хлора.

    Для обнаружения ионов хлора в пробе воды мы добавляли к жидкости нитрат серебра. Если ионы хлора в воде содержаться, то проходит следующая реакция:

    xCl + AgNO 3 AgCl ↓ + xNO 3

    xCl – некоторое соединение, в состав которого входит хлор

    AgNO 3 – нитрат серебра

    AgCl↓ - осадок, указывающий на наличие хлора

    xNO 3 – продукт реакции.

    При добавлении нитрата серебра мы наблюдали появление мутного, творожистого осадка, что свидетельствует о наличии хлора в пробе воды.

    Качественная реакция на сульфаты.

    Для обнаружения сульфатов в пробе воды мы добавляли к жидкости хлорид бария. Если ионы хлора в воде содержаться, то проходит следующая реакция:

    xSO 4 + BaCl BaSO 4 ↓ + xCl

    xSO 4 – некоторое соединение, в состав которого входит сульфат

    BaCl– хлорид бария

    BaSO 4 ↓ - осадок, указывающий на наличие сульфата

    xCl– продукт реакции.

    При добавлении хлорида бария мы наблюдали появление белого осадка, что свидетельствует о наличии сульфатов в пробе воды.

    Сравнительный анализ

    Мы провели сравнительный анализ искусственного водного биоценоза города с естественным водным биоценозом озера Суховского по основным органолептическим и внешним показателям, результатам качественных реакций. Озеро Суховское расположено на территории Ботанического сада города Кемерово. Имеет размеры: около 1 км в длину и 100 метров в ширину. Итоги анализа приведены в следующих таблицах:

    Таблица 8. Сравнение органолептических показателей.

    Таблица 9. Сравнение физических и химических показателей.

    Таблица 10. Сравнение внешнего вида.

    Место отбора пробы

    Присутствие нефтепродуктов

    (разводы на поверхности)

    Присутствие твердых частиц

    (отсутствие разводов)

    озеро Суховское

    (отсутствие разводов)

    Таблица 11. Влияние антропогенного фактора.

    Динамика изменений

    Наблюдения за прудом были продолжены летом 2011.

    Динамика изменений характеризуется следующим образом:

    1. сообщество прибрежных водно-болотных растений качественно не изменилось. Наблюдали те же виды, что и в прошлом году;
    2. на поверхности пруда и по его берегам накапливается все больше мусора (пластмассовых и стеклянных бутылок, полиэтиленовых пакетов и др);
    3. водоем сильнее зарос водорослями и другими водными растениями;
    4. примерно в середине октября была проведена чистка пруда. Убрали все бутылки, пакеты, отчего водоем стал выглядеть гораздо лучше. Здесь явно наблюдалось положительное антропогенное давление;
    5. на пруд уже не первый год прилетают гнездиться кряквы – дикие утки;
    6. также этим летом нам удалось увидеть ондатру – мускусную крысу. Мы предполагаем, что на пруду обитает не одна особь, а две. Зверь очень осторожный и хорошо скрывающийся, за ним трудно вести постоянное наблюдение. Объяснить, как ондатра могла сюда попасть, можно только одним способом. Скорее всего, зверь по ближайшей реке (Искитимке) попал сюда и нашел условия водоема наиболее благоприятными.

    Выводы по лабораторному анализу воды

    Осенью был сделан лабораторный анализ пробы воды из пруда. Результаты можно посмотреть в Приложении 1.

    Мы сравнили полученные показатели с ПДК. Результаты сравнения представлены ниже в таблице.

    Таблица 12. Сравнение полученных в лаборатории показателей с ПДК.

    Определяемые

    показатели

    Результаты исследования

    ПДК мг/л

    Ион аммония

    Ион нитратов

    Ион нитритов

    Щелочность

    Алюминий

    Гидрокарбонаты

    Сульфаты

    Жесткость

    Сухой остаток

    Взвешенные вещества

    Окисляемость

    Нами был вычислен Индекс Загрязненности Воды по данной формуле:

    ИЗВ = (∑ Ci /ПДК i ) / число показателей

    Сi – фактическая концентрация примесей в воде

    ПДКi – предельно допустимые концентрации этих примесей

    В итоге мы получили ИЗВ = 0,01969 , что свидетельствует о I классе воды (очень чистая).

    Также сравнили показатели нашей воды с показателями проб воды реки Томь, взятыми в 2006 году около п. Металлплощадка и д. Подъяково

    (1 строчка – отбор проб п. Металлплощадка, 2 строчка – отбор проб д. Подъяково).

    Таблица 13. Сравнение показателей воды из пруда и воды из р.Томь.

    Выводы

    На основе результатов исследований, проведенных в 2010 и 2011 годах, были сделаны следующие выводы:

    1. на основе теоретических данных, состояние водных ресурсов нашей области улучшается, вследствие усовершенствования технологий на предприятиях Кузбасса;
    2. в фитоценоз прибрежной зоны входит растения, принадлежащие к 16 различным семействам; основу сообщества составляют представители семейства сложноцветных (6 видов), как наиболее устойчивые к внешним факторам;
    3. качественные реакции указывают на наличие хлоридов и сульфатов в пробах воды;
    4. главным антропогенным загрязнителем является бытовой мусор (предметы из полиэтилена, пластмассы, пенопласта), который не способен переработаться микроорганизмами и отравляет биоценоз пруда;
    5. сравнительный анализ искусственного и естественного водоемов показывает, что главная причина различий - это влияние антропогенного фактора;
    6. динамика изменений состояния пруда в 2010 и 2011 годах показывает, что влияние антропогенного фактора усиливается; наряду с отрицательным антропогенным давлением (увеличение количества мусора) наблюдается и положительное (очистка пруда);
    7. все показатели ПДК в норме;
    8. низкое значение ИЗВ свидетельствует о хорошем качестве воды; такую воду можно употреблять в бытовых целях;
    9. вода из изучаемого нами пруда лучше по большинству показателям по сравнению с водой из реки Томь. Только один показатель (ХПК) выше в пруду, чем в реке. Это может свидетельствовать о том, что в водоеме содержится больше органических и неорганических остатков, не перерабатываемых микроорганизмами пруда. Хотя в целом показатель в пределах ПДК.

    Проект рекреационной зоны.

    Таким образом, изучаемый малый водоем на территории г. Кемерово можно считать безопасным для здоровья человека. В связи с этим целесообразно рациональное и грамотное использование данного природного ресурса. Итогом нашей исследовательской работы стал проект по созданию рекреационной зоны на данной территории.

    Вблизи пруда достаточно местности для оборудования парковой зоны. Если разделить эту местность на отдельные участки, то она должна получиться очень удобной в использовании для жителей близлежащих домов.

    Примерный план рекреационной зоны представлен в приложениях 2 и 3 .

    Предложения по улучшению:

    1. Конечно, водоем нужно очистить и периодически поддерживать его чистоту.
    2. Гаражный кооператив до водоема можно разместить более компактно, даже если оставить все его составляющие.
    3. Территорию за прудом, которую мы отметили, как «Парковая зона» стоит выровнять и проложить удобные тропинки, без ущерба для растительности.
    4. Тропу вокруг пруда стоит выровнять и немного расширить
    5. «Игровую зону» оборудовать площадкой для детей.
    6. «Зону отдыха» снабдить скамьями и беседками.
    7. Разнообразить растительность и привести в порядок уже существующую.

    Литература

    1. Петунин О.В. Изучение экологии в школе. Программы элективных курсов, конспекты занятий, лабораторный практикум, задания и упражнения – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 192 с.: ил. – (В помощь учителю).
    2. Дружинин С.В. Исследование воды и водоемов в условиях школы – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Биология». Вып. 20).
    3. Грамм-Осипова В.Н., Арефьева О.Д. Мониторинг водных объектов в школьном курсе: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000.-108 с.

    Приложение 1.
    Протокол лабораторных испытаний.



    Приложение 2.
    Местность на данный момент.


    Общие требования:

    Работа должна быть оформлена аккуратно с соблюдением следующих требований:

    – размер листа бумаги А4 ;

    – шрифт: Times New Roman, размер 14 (в больших таблицах можно использовать размер 12);

    – текст должен быть выровнен по ширине страницы;

    – поля страницы: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см;

    – интервал междустрочный: полуторный ;

    Страницы должны быть пронумерованы (номер проставляют на нижнем поле по центру).

    Объем работы определяется Положением о конкурсе:

    Всероссийский конкурс на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам – 35-45 страниц;

    - Краевой конкурс на лучшую научную и творческую работу студентов – до 35 страниц;

    Краевой конкурс на лучшую научную и творческую работу аспирантов и соискателей – до 50 страниц.

    При этом приложения не входят в объем работы, что позволяет исследователю уложиться в установленные рамки.

    Структура и содержание научно-исследовательской работы

    Любая научно-исследовательская работа должна содержать в указанной последовательности следующие разделы:

      титульный лист;

      введение;

      основную часть;

      заключение;

      список использованной литературы;

      приложения (при необходимости).

    Титульный лист

    С него начинается нумерация страниц, но номер на титульном листе не ставится.

    Образец оформления титульного листа работы, направляемой на Всероссийский конкурс на лучшую научную работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам приведен в Приложении 1, на краевой конкурс – в Приложении 2. Никакие сокращения и переносы в названии работы не допускаются. В конце названия работы точка не ставится.

    Главы, параграфы и подпараграфы нумеруются арабскими цифрами. После номера, как правило, точка не ставится. Первой главе присваивается номер 1. Параграфы нумеруются в пределах главы; номер параграфа состоит из номера главы и номера параграфа, разделенных точкой (например: 1.2). Номер подпараграфа состоит из номера главы, параграфа и подпараграфа, разделенных точками (например: 2.3.1).

    ВВЕДЕНИЕ …..

    Глава 1. Название главы ….(Теоретическая часть работы)

    1.1 Название первого параграфа ….

    1.2 Название второго параграфа ….

    Глава 2. Название главы ….(практическая часть работы)

    2.1 Название первого параграфа….

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….

    ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ….

    Список использованной литературы

    Приложение….

    Введение

    Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой научно-практической проблемы, основание и исходные данные для разработки темы. Введение предполагает описание ситуации, которая побудила студента приступить к исследованию данной темы. Здесь содержится четкое и краткое обоснование темы исследования, ее актуальность и новизна, степень разработанности проблемы исследования на современном этапе, объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи, строятся гипотезы (основная и частные, рабочие).

    Введение начинается с обоснования актуальности исследования. Актуальность исследования показывает важность темы работы для разработки какой-либо теоретической проблемы или решения практических задач. Актуальность может определяться и большой распространенностью изучаемого явления. Здесь приводится краткая характеристика состояния интересующей области исследований (что уже сделано в науке в этом направлении и что осталось нераскрытым) с последующим формулированием проблемы в форме явногопротиворечия между потребностями науки и практики и недостатком имеющихся знаний.

    Вслед за этим определяются объект ипредмет исследования. Объект – это та часть практической деятельности или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Определениеобъекта исследования позволяет ответить на вопрос: что рассматривается?Предмет показывает какой-либо аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование.

    На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается цель . Цель – это представление о результате, о том, что должно быть достигнуто в ходе работы.

    Важным является определение новизны исследования, которая определяется отсутствием аналогичных исследований, новизной темы, методического решения, оригинальностью постановки задачи, цели, гипотезы

    Одним из самых важных моментов в исследовании является построение гипотезы . Гипотеза – это научное предположение, предварительное объяснение какому-либо факту или явлению. Гипотеза требует доказательства и поэтому не может быть тривиальной. Гипотеза обосновывается в ходе теоретического анализа и формулирует в лаконичной форме предполагаемые результаты исследования.

    Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют его задачи , которые необходимо решить для достижения поставленнойцели . В научном исследовании задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные и законченные этапы исследования.

    Объем введения обычно не превышает 2 страниц.

    Выбор редакции
    Инвестиционные проекты можно оценивать по многим критериям — с точки зрения их социальной значимости, масштабам воздействия на окружающую...

    Неофициальная редакция ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ПРИМЕНЕНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН В...

    Сдавайте отчетность быстро, удобно и без ошибок Сервис "1С-Отчетность" встроен в программы 1С. Все действия с отчетностью производятся в...

    Вахтовый метод работы - не самый легкий, но порой он кажется единственным способом поддержать семью и заработать приличные деньги....
    Фиксация и учет всех приказов, изданных по организации, ведется в специальном журнале регистрации. В статье рассказывается, как правильно...
    Должностная инструкция главного бухгалтера служит для определения спектра отношений топ-менеджера с руководством, своими подчиненными и...
    Лизингодатель – это один из участников договора лизинга, который приобретает в собственность необходимое имущество (оборудование,...
    Налоговая система - важнейшая составляющая национальной экономики любого государства. Каковы ее особенности в России? Каковы функции,...
    МВД не назвало имя фигуранта дела, однако СМИ сообщили, что речь действительно идет об акционере компании Сергее Ломакине. Дело связано с...