День управления военных представительств мо рф. Правовое регулирование деятельности военных представительств: работа над ошибками. Информация об изменениях


Организация нормативно-правового и методического обеспечения деятельности военных представительств Министерства обороны, а также руководство военными представительствами , подчиненными начальнику вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации – заместителю Министра обороны Российской Федерации, были возложены на новообразованное Управление военных представительств Министерства обороны Российской Федерации (условное наименование Управления - войсковая часть 52859, адрес для переписки: 119160, г. Москва) .

Задачи и функции Управления были определены Положением об Управлении военных представительств Министерства обороны Российской Федерации, утверждённым приказом начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации – заместителем Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2005 года № 5.

Техническое руководство военными представительствами продолжало осуществляться Управлениями заказов и поставок по принадлежности продукции. Деятельность Управления военных представительств по взаимодействию с Управлениями заказов и поставок, координировалось начальником Управления начальника вооружения – заместителем начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации.

К проекту постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 1995 г. N 804" от 3 июля 2014 г. N 612, первоочередной целью изменений явилось уточнение задач и функций военных представительств. Кроме того, вследствие принятия новых нормативных правовых актов в сфере государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) и технического регулирования возникла необходимость приведения в соответствие с ними отдельных норм Положения о военных представительствах. Попутно были устранены некоторые застарелые недостатки указанного Положения.

Уточнение задачи военных представительств в части обеспечения реализации механизма государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, связано с промахами, допущенными в ходе реформирования военных представительств в 2012 г. Суть этих реформ сводилась к сокращению общего количества военных представительств и снижению их роли в процессе формирования ГОЗ и контроля за ходом его исполнения.

Первоначально следует напомнить, что согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о ГОЗ) государственный заказчик ГОЗ формирует начальную (максимальную) цену государственного контракта при размещении ГОЗ путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), а также цену государственного контракта при размещении ГОЗ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). В свою очередь, на головного исполнителя возложена обязанность по обоснованию с участием исполнителей цены на продукцию по ГОЗ при направлении ему соответствующего запроса со стороны государственного заказчика ( Закона о ГОЗ). При этом государственный заказчик проводит проверку обоснованности предлагаемой цены в целях предупреждения ее необоснованного завышения.

До 2012 г. для обеспечения согласования с военными представительствами цены военной продукции на руководителей организаций и учреждений, осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции (далее - организации), возлагалась обязанность своевременно предъявлять указанным представительствам расчетно-калькуляционные материалы к проектам договорных оптовых цен. В июле 2012 г. эта обязанность была с руководителей организаций снята . Однако, как показала практика, проверка обоснованности предлагаемой организациями цены крайне затруднительна без привлечения военных представительств. Именно военные представители обладают наиболее полным представлением и точными сведениями о состоянии предприятий оборонно-промышленного комплекса, технологических процессах создания вооружения, военной и специальной техники, кооперационных связях.

С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N 612 военные представительства уполномочены на выдачу заключений о цене военной продукции, в том числе прогнозной. Эти заключения используются в последующем государственными заказчиками ГОЗ при формировании начальной (максимальной) цены государственного контракта. Реализация указанного полномочия обеспечивается вновь закрепленной в Положении о военных представительствах обязанностью руководителей организаций своевременно предъявлять военным представительствам расчетно-калькуляционные материалы, обосновывающие уровень цены на военную продукцию.

В результате нормативных изменений военные представительств наделены и рядом других полномочий. В частности, в Положении о военных представительствах определена новая цель создания военных представительств. Как следует из п. 1 данного Положения, военные представительства создаются для контроля качества и приемки не только военной продукции, но и работ по сервисному обслуживанию, ремонту и (или) модернизации военной продукции, проводимых специалистами организаций-исполнителей непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов (контрактов). Появление новой цели создания военных представительств повлекло за собой расширение их компетенции в части контроля качества и приемки работ по сервисному обслуживанию, ремонту и (или) модернизации военной продукции, т.е. еще одного из возможных объектов закупок в рамках ГОЗ ( Закона о ГОЗ).

Правительство Российской Федерации устранило ранее существовавшую коллизию между нормами Положения о военных представительствах и Положения об особенностях оценки соответствия оборонной продукции . Так, согласно Положения об особенностях оценки соответствия оборонной продукции контроль качества и приемки осуществляется представительством заказчика только в случае, установленном государственным контрактом (договором). В соответствии же с первоначальной редакцией п. 4 Положения о военных представительствах контроль качества военной продукции и ее соответствия технической документации мог осуществляться военным представительством на любом этапе разработки и производства этой продукции вне зависимости от наличия заключенного контракта. Номенклатура военной продукции, подлежащей контролю качества и приемке, ежегодно устанавливалась заказывающими управлениями Минобороны России. В результате внесения в 2014 г. изменений норма п. 4 Положения о военных представительствах приведена в соответствие с п. 10 Положения об особенностях оценки соответствия оборонной продукции.

Серьезным изменениям было подвергнуто Положение о военных представительствах в части, касающейся обязательных оснований для приостановления военными представительствами приемки и отгрузки военной продукции. В новой редакции названного Положения расширен круг обязательных оснований для приостановления приемки и отгрузки военной продукции. Военные представительства обязаны приостанавливать приемку и отгрузку указанной продукции в следующих случаях вне зависимости от их упоминания в тексте государственного контракта (контракта):

1) невыполнение условий государственных контрактов (контрактов), а также принятых решений по обеспечению качества и надежности военной продукции;

3) выявление дефектов в процессе эксплуатации военной продукции, вызывающих выход ее из строя, если эти дефекты имеются в военной продукции, находящейся в производстве;

5) использование в производстве военной продукции контрафактных, фальсифицированных, некондиционных комплектующих изделий, материалов и полуфабрикатов, а также признание изготавливаемой военной продукции контрафактной;

6) нарушение требований по противодействию иностранным техническим разведкам и по технической защите, способствующее созданию каналов утечки (разглашения, утраты) сведений, составляющих государственную тайну.

Три последних из названного перечня основания являются новыми по сравнению с ранее действовавшей редакцией Положения о военных представительствах. Вероятно, определение нарушения особо ответственных технологических процессов производства военной продукции в качестве обязательного основания для приостановки ее приемки и отгрузки связано с недавними авариями, получившими широкий общественный резонанс . Участились и случаи использования при производстве военной продукции контрафактных и некондиционных комплектующих . Это сыграло свою роль при выделении этого нарушения как самостоятельного основания для приостановления приемки и отгрузки военной продукции. Между тем, на наш взгляд, данное нарушение охватывается другим основанием - невыполнением условий государственных контрактов (контрактов).

Согласно новой редакции Положения о военных представительствах на начальника военного представительства возложена обязанность письменно уведомить о приостановке приемки и отгрузки военной продукции, помимо руководителя организации и государственного заказчика ГОЗ, также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контрольной (надзорной) деятельности в сфере ГОЗ.

Приемка и отгрузка военной продукции возобновляются после проведения организацией согласованных с государственным заказчиком мероприятий по устранению выявленных недостатков и их причин.

Правительство Российской Федерации устранило недочеты, связанные с использованием в Положении о военных представительствах указаний на заказывающие управления Минобороны России. Проведенные после принятия "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ изменения организации закупочной деятельности Минобороны России привели к обессмысливанию использования термина "заказывающие управления" в тексте Положения и его замене на актуальную терминологию.

размер шрифта

Планы работ по замене составных частей эксплуатируемых изделий военной продукции, имеющих меньшие гарантийные сроки, чем указанные изделия;

научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы (их этапы), а также составные части указанных работ, выполняемые в порядке кооперации.

15. Руководители организаций обязаны:

предоставлять военным представительствам для ознакомления все документы по качеству военной продукции;

Своевременно принимать меры по устранению недостатков и дефектов военной продукции, выявленных при ее разработке, производстве, монтаже, испытаниях, приемке и передаче воинским частям в эксплуатацию;

проводить работы по повышению качества и надежности военной продукции на протяжении всего ее жизненного цикла;

предоставлять руководителям военных представительств информацию о номенклатуре и содержании работ, выполняемых организациями, независимо от источника их финансирования в целях определения работ, имеющих военное значение;

своевременно предъявлять военным представительствам расчетно - калькуляционные материалы к проектам договорных оптовых цен на военную продукцию;

В случае отсутствия в организациях военных представительств уведомлять заказывающие управления Министерства обороны Российской Федерации о ходе выполнения договоров.

16. Руководители организаций для создания условий работы военных представительств обеспечивают их:

документацией, справочными материалами и научно - технической информацией, необходимыми для контроля качества и приемки военной продукции;

контрольно - измерительными приборами, инструментами и оснасткой, а также производственным персоналом, необходимыми для проведения испытаний, контроля качества и приемки военной продукции;

Оборудованными служебными помещениями по действующим санитарным нормам, услугами по секретному и несекретному делопроизводству, имеющимися в организациях средствами связи, а также помещениями для личного состава, прибывающего из воинских частей для получения и сопровождения военной продукции;

жилыми помещениями для военнослужащих и совместно проживающих с ними членов семей по нормам, установленным законодательством Российской Федерации, за счет жилищного фонда организаций. Стоимость предоставляемых военнослужащим в постоянное пользование жилых помещений компенсируется Министерством обороны Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Гражданский персонал военных представительств обеспечивается всеми видами социально - бытового и медицинского обслуживания наравне с соответствующими категориями работников организаций.

17. Военные представительства организуют свою работу с учетом правил внутреннего распорядка, установленного в организациях. Допуск военнослужащих и гражданского персонала военного представительства в служебные, производственные и складские помещения осуществляется в порядке, установленном в организации.

18. Руководители военных представительств и организаций имеют право взаимного обращения по всем вопросам, связанным с разработкой, изготовлением, испытаниями, приемкой и поставкой военной продукции, а также с обеспечением условий работы военных представительств, и обязаны лично рассматривать эти вопросы и принимать по ним решения.

19. Запрещаются выплаты организациями военным представителям каких-либо вознаграждений и получение военными представителями от организаций денежных или натуральных вознаграждений.

20. Военные представительства не имеют права вмешиваться в служебную деятельность администрации организаций, а администрация организаций - в служебную деятельность военных представительств.

Вое́нные представи́тельства (ВП) , иногда Представи́тельства зака́зчика (ПЗ) - воинские подразделения при военных ведомствах нескольких государств мира обладающих собственной оборонной промышленностью, создаваемые для контроля качества и приёмки военной продукции на предприятиях , в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчинённости и форм собственности, осуществляющих в интересах обороны стран разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию продукции военного назначения, как непосредственно, так и в порядке кооперации.

Под военной продукцией понимается вооружение, военная техника, военно-техническое и иное имущество, научно-техническая и иная продукция и документация, а также работы, выполняемые в интересах обороны.

В России

Система военных представительств в Российской Федерации состоит из самих военных представительств (ВП МО РФ) и органов их контроля, таких как: Управление военных представительств (УВП МО РФ) и служб уполномоченного по качеству вооружения и военной техники (СУ по КВВТ УВП МО РФ).

Деятельность военных представительств и органов их контроля регламентируется Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, другими актами законодательства Российской Федерации, воинскими уставами, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации. Руководство деятельностью ВП МО РФ осуществляется Минобороны России через его заказывающие управления.

ВП МО РФ и органы их контроля входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации , как вид учреждения имеют действительные наименования, печать с изображением эмблемы Вооружённых Сил Российской Федерации , бланки и штампы. Комплектование штатных должностей ВП МО РФ военнослужащими и гражданским персоналом Вооружённых Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с их организационно-штатной структурой.

В случаях, когда в организациях не создаются ВП МО РФ, Минобороны России направляет в них своих представителей, которые осуществляют контроль качества и приемку военной продукции, а также контроль мобилизационной подготовки этих организаций. На указанных представителей распространяются все права и обязанности, предусмотренные Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, в части выполнения порученных им работ.

ВП МО РФ вправе контролировать качество военной продукции и её соответствие технической документации на любом этапе разработки и производства этой продукции. Номенклатура военной продукции, подлежащей контролю качества и приемке, ежегодно устанавливается Департаментом Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа и доводится до руководителей организаций и ВП МО РФ. ВП МО РФ на основании утверждённой номенклатуры определяют перечни изделий, сборочных единиц и операций технологического процесса , подлежащих обязательному контролю качества и приемке, которые доводятся до руководителей организаций и могут уточняться ВП МО РФ в зависимости от результатов эксплуатации и контроля качества военной продукции.

ВП МО РФ принимают участие в планировании мероприятий по защите государственной тайны при разработке, испытаниях, производстве и поставке военной продукции. Руководители ВП МО РФ включаются в состав постоянно действующих в организациях технических комиссий по защите государственной тайны.

ВП МО РФ может выполнять функции независимой инспекции в вопросах, напрямую не связанных с выполнением заказов Минобороны России. В этом случае Министерство обороны получает 1 % от общей стоимости контракта.

ВП МО РФ также контролирует работу по мобилизационному планированию ведущуюся на предприятиях.

Учебные заведения

  • Отдел УВП МО РФ учебного военного центра при МАИ - основан приказом ректора № 509 от 17 ноября 2009 года в городе Москве ;
  • действуют курсы переподготовки и повышения квалификации офицерского состава военных представительств при Военном университете Министерства обороны Российской Федерации ;
  • Учебный Военный Центр при Балтийском Государственном Техническом Университете имени Маршала Советского Союза Д. Ф. Устинова (город Санкт-Петербург). Выпускники - военные представители по ВУС 710100 «Экономика и организация производства и ремонта вооружения, военной, специальной техники и имущества»;
  • Учебный военный центр при Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете - осуществляет обучение студентов по ВУС 710100 «Экономика и организация производства и ремонта вооружения, военной, специальной техники и имущества».

В США

Система военного контроля качества вооружения в США включает в себя достаточно обширную структуру насчитывающую в своём штатном составе порядка 160 тысяч должностей военнослужащих и гражданского персонала, при том количество гражданского персонала в шесть раз превышает число военных .

В Министерстве обороны США (МО США) нет должностей, однозначно соответствующих статусу военного представителя. Головным ведомством Пентагона , отвечающим за обеспечение качества вооружения и военной техники (ВВТ), является Агентство управления оборонными контрактами (DCMA) . Это агентство тесно взаимодействует с управлениями руководителей программ приобретения МО и министерств видов ВС (аналоги военных представительств) , непосредственно занимающихся обеспечением качества ВВТ на местах, число которых измеряется не одной сотней единиц.

В начале 1960-х годов Министерство обороны США провело оценку системы управления контрактами и приняло меры по её модернизации. Было установлено, что структуры Пентагона, осуществлявшие управление контрактами, дублировали функции друг друга и были децентрализованы. Поэтому было принято решение о передаче основной части административных функций Управлению тыла МО, к которому постепенно стала переходить вся ответственность в этой сфере.

Однако соответствующие службы видов ВС продолжали управлять крупными программами приобретения ВВТ, включая обеспечение и контроль качества вооружений. В соответствии с нормами МО к крупным программам закупок вооружений относятся такие программы, ежегодные расходы по которым на собственно разработку какой-то конкретной системы оружия превышают 365 млн. долларов , а стоимость произведенных образцов – 2 млрд. долларов.

Тем не менее проблемы с качеством военной продукции полностью ликвидировать так и не удалось. В связи с этим в 1989 году по приказу МО была еще раз проведена проверка эффективности функционирования системы управления контрактами на разработку и закупку вооружений, в ходе которой были выявлены многие недостатки, включая общие подходы к контролю и обеспечению качества ВВТ и внедрению соответствующих стандартов. По результатам данной проверки в начале 1990 года в рамках Управления тылом МО было создано Командование управления военными контрактами (DCMC). Десять лет спустя это командование было выведено из состава Управления тыла и стало самостоятельным подразделением МО, подчиненным заместителю министра обороны по приобретению, технологиям и материально-техническому обеспечению (under secretary of defense for acquisition, technology and logistics). Оно было переименовано в Агентство управления оборонными контрактами (DCMA). DCMA было передано право управления всеми контрактами, реализуемыми по заказам военного ведомства.

Управление качеством ВВТ, ответственность за которое возложена на Директорат обеспечения качества (QAD), является только одной из многочисленных функций агентства. Кроме этого специалисты данной структуры формулируют общие подходы к управлению контрактами, которые находят отражение в многочисленных директивах, меморандумах, наставлениях и руководствах, выпускаемых в его стенах. Сотрудники агентства принимают самое непосредственное участие в отборе компаний для выполнения заказов и в подготовке контрактов, оценивают риски их выполнения, контролируют подразделения подрядчика, обеспечивающие выполнение работ по заданиям МО, следят за расходами компаний, реализующих военные контракты, и решают ещё целый ряд других задач на всех фазах жизненного цикла систем ВВТ.

В настоящее время в DCMA, штаб-квартира которого расположена в форте Ли штата

Уважаемый Анатолий Александрович!

Ваше обращение по вопросу сокращения штатной численности военных представительств Минобороны России рассмотрено.

В ходе проводимой работы по формированию перспективного облика Вооруженных Сил Российской Федерации особое внимание уделяется содержанию всех структур Минобороны России в оптимальном составе. При этом основной акцент делается на повышении интенсивности функциональной нагрузки, возлагаемой на каждое должностное лицо органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Такой подход применяется и в отношении военных представительств.

В настоящее время в Минобороны России на рассмотрении находится ряд обращений руководителей предприятий военно-промышленного комплекса, связанных с вопросами содержания военных представительств. Данные вопросы решаются с учетом всех факторов, влияющих на деятельность военных представительств. По итогам этой работы структура военных представительств при необходимости будет скорректирована.

Вместе с тем необходимо отметить, что согласно Положению о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1995 г. № 811, администрация организаций военно-промышленного комплекса не имеет права вмешиваться в служебную деятельность военных представительств.

Определение организационно-штатной структуры военных представительств не относится к компетенции руководителей организаций военно-промышленного комплекса. Со своей стороны руководители организаций должны обеспечивать своевременное предъявление военной продукции для испытаний и приемки, соблюдение технологических процессов производства военной продукции, а также обязаны проводить работы по повышению ее качества и надежности.

С уважением,

А. Сердюков

Из обращения СПП СПб в Министерство обороны

В Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга обратились руководители предприятий ОПК, которые обеспокоены очередной реорганизацией Военных представительств МО РФ. Поступившие в ВП предприятий директивы (прилагается) уже сегодня оказывают негативное влияние на ход выполнения Гособоронзаказа.

По многим предприятиям не сформирован «Гособоронзаказ 2011», не объявлены конкурсы, не проведены аукционы, не заключены контракты, хотя на незавершенное производство затрачены значительные финансовые ресурсы предприятий.

Прежде чем проводить ликвидацию ВП на предприятиях ОПК необходимо внести изменения в действующую нормативно-правовую базу создания ВВТ.

Если этого не будет сделано, то последует значительное увеличение сроков рассмотрения и согласования технических, договорных и ценовых документов, что негативно скажется на подготовке и проведении конкурсных процедур, открытии финансирования, сопровождении и приемки изделий и окончательных расчётах за поставленную продукцию.

Выбор редакции
Инвестиционные проекты можно оценивать по многим критериям — с точки зрения их социальной значимости, масштабам воздействия на окружающую...

Неофициальная редакция ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ПРИМЕНЕНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН В...

Сдавайте отчетность быстро, удобно и без ошибок Сервис "1С-Отчетность" встроен в программы 1С. Все действия с отчетностью производятся в...

Вахтовый метод работы - не самый легкий, но порой он кажется единственным способом поддержать семью и заработать приличные деньги....
Фиксация и учет всех приказов, изданных по организации, ведется в специальном журнале регистрации. В статье рассказывается, как правильно...
Должностная инструкция главного бухгалтера служит для определения спектра отношений топ-менеджера с руководством, своими подчиненными и...
Лизингодатель – это один из участников договора лизинга, который приобретает в собственность необходимое имущество (оборудование,...
Налоговая система - важнейшая составляющая национальной экономики любого государства. Каковы ее особенности в России? Каковы функции,...
МВД не назвало имя фигуранта дела, однако СМИ сообщили, что речь действительно идет об акционере компании Сергее Ломакине. Дело связано с...