Анализ деятельности банковской системы рф за. Анализ деятельности центрального банка российской федерации. Основные направления развития экономической ситуации и решения об уровне ключевой ставки Банка России


Возникновение центральных банков тесно связано с историческим развитием банковских систем. Изначально понятие «центральный банк» подразумевало под собой самый крупный банк, который имел расширенные связи в банковской системе. В различных странах, так называемый «главный банк» имеет множество названий, так, например, в США это федеральная резервная система, в Китае - Народный банк. Что касается Российской Федерации, то здесь функцию «главного банка» выполняет Центральный банк РФ (ЦБ РФ). Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ, его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.

ЦБ РФ находится в юрисдикции государства, являясь кредитором конечной инстанции. Одной из основных функцией ЦБ РФ является контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков, а также их лицензирование. В отличии от других государственных органов власти Банк России является юридическим лицом, имеющий уставный капитал в размере 3 млрд. руб. Немаловажная функция ЦБ РФ - это валютное регулирование и валютный контроль. В рамках данной функции Банк России сотрудничает со Всемирным банком, а также с банковскими системами других государств. Также ЦБ РФ является эмиссионным центром страны, здесь производится выпуск в обращение денег исключительно в наличной форме, важно отметить, что «главный банк» РФ обладает монополией на совершение эмиссии.

Банк России, несмотря на свою юридическую «независимость» имеет тесную связь с правительством РФ. Правительство хранит свои денежные средства на счетах в Центральном банке, а также разрабатывает денежно-кредитную политику государства. В свою очередь, Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. При рассмотрении законопроектов, касающихся, непосредственно, финансовой политики государства председатель ЦБ РФ имеет право принимать участие в заседаниях Государственной Думы и Правительства РФ.

Основными целями деятельности Банка РФ в условиях рыночной экономики являются:

1) защита и обеспечение устойчивости рубля;

2) развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

3) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

«Новой» четвертой целью для ЦБ РФ станет внедрение трехуровневой банковской системы. Об этом на форуме в конце 2016 года «Банки России - XXI век» сообщила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина. «Мы считаем, что создание трехуровневой банковской системы должно способствовать улучшению структуры банковского бизнеса и создать возможности для повышения эффективности и устойчивости разных банков», - заявила глава ЦБ РФ. В ходе внедрения реформы большая часть финансовых учреждений войдет в разряд региональных. Реализация трехуровневой системы планируется 1 января 2018 г. Данная реформа предполагает разделение между банками на системообразующие, универсальные (в прежних редакциях - федеральные) и малые (прежде они назывались региональными).

Банковская система представляется зрелым, вполне сформировавшимся рыночным институтом, который за 27 лет становления Российской рыночной экономики овладел значительным потенциалом к самостоятельному развитию. Однако, указанный период сопровождался множеством кризисных ситуаций и явлений. Такие обстоятельства потребовали срочной и незамедлительной реакции от главного банка страны. Главной задачей для ЦБ РФ в период кризиса 2014-2015 годов стало укрепление российской валюты, путём создания «валютного коридора». Данный метод позволяет снижать риски, связанные с иностранными партнёрами, а также более точно прогнозировать экономическую обстановку внутри страны.

В 2016-2017 годах экономика РФ всё же начала стабилизироваться, значительную поддержку в этом оказал пакет антикризисных мер, реализованных ЦБ РФ и Правительством. «Оживление» экономики также связано с расширением масштабов производства и сотрудничество с новыми экономическими партнёрами.

В банковской системе России ЦБ РФ определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Функции Центрального банка как кредитора последний инстанции заключаются в том, что он обязан кредитовать коммерческие банки с целью поддержания их кредитного и расчетного потенциала.

Для анализа деятельности ЦБ РФ в современных условиях необходимо провести анализ отдельных показателей деятельности кредитных организаций за последние три года (таблица 1).

Таблица 1.

Анализ отдельных показателей деятельности кредитных организаций за 2014-2016 гг.

Показатели

2014г.,млн.руб.

2015г.,млн.руб.

2016г.,млн.руб.

отклонение,тыс.руб

Активы:

Кредиты нефинансовым организациям

28 041 556

32 342 684

31 437 459

3 395 903

Кредиты финансовым организациям-резидентам (кроме кредитных организаций)

1 374 713

1 512 958

2 466 219

1 091 506

Кредиты физическим лицам

11 320 723

10 672 952

10 794 149

526 574

Необеспеченные потребительские ссуды (портфель однородных ссуд)

6 465 540

5 663 210

5 452 942

1 012 598

Капитал и финансовый результат:

Капитал (собственные средства)

7 862 185

8 891 204

9 235 377

1 373 192

Прибыль текущего года

780 722

263 694

788 429

7 707

Обязательства:

Вклады физических лиц

18 087 076

21 491 188

23 674 252

5 587 176

Кредиты, полученные от Банка России

6 742 866

4 931 284

2 449 804

4 293 062

Итого:

80 675 381

85 769 174

86 298 631

5 623 250

Наибольшую динамику отклонения вызвал такой показатель, как кредиты, полученные от Банка России (4293062 млн. руб.). Это во многом связано с большим количеством отозванных лицензий среди коммерческих банков. Также можно наблюдать снижение кредитования физических лиц (526 574 тыс. руб.). Основная причина такого снижения- это тщательный отбор потенциальных заемщиков, в настоящий момент далеко не все граждане имеют достойную репутацию в кредитных организациях. В общем динамика отклонения отдельных показателей деятельности кредитных организаций за последние три года составила 5 623 250 млн. руб., что указывает на высокий уровень эффективности функционирования ЦБ.

Главная функция ЦБ РФ, как уже говорилось ранее, это контроль за деятельностью коммерческих банков, а также выдача лицензий им.

В последнее время наблюдается тенденция к снижению количества недобросовестных банков, что мы можем наблюдать на рисунке 1.

Рисунок 1. Количество отозванных лицензий ЦБ РФ в период с 2012 по 2016 гг.

В период с 2012 по 2016 гг. общее количество отозванных лицензий составило 340, что говорит об ужесточении требований ЦБ РФ к коммерческим банкам. Причиной резкого увеличения отозванных лицензий в период с 2013 по 2014 гг. (35 отозванных лицензий в 2013 г., 85 – в 2014 г.) стало обращение особого внимания нового руководства на проведение сомнительных операций, предоставление недостоверной отчетности и увеличение активов низкого качества.

В банковской системе РФ существует такое понятие как системообразующий банк, сущность которых определяет ЦБ РФ. Системообразующий банк представляет собой банковское учреждение, обязательства которого составляют как минимум 10 % от общего количества обязательств всей банковской системы. Иными словами, это крупные банки, которые являются ведущими кредиторами отдельно взятых государств и всей банковской системы в целом. Они отвечают практически за всю ликвидность банковского сектора, и финансовые кризисы начинаются как раз с таких банков.

Каждый год ЦБ РФ определяет 10 системообразующих банков. В 2017 году этот перечень не изменился, как не менялся уже три последних года. Десятка системообразующих банков представлена в следующей таблице.

Таблица 2.

Системообразующие банки РФ на 01.03.2017 г.

Наименование кредитной организации

АО ЮниКредит Банк

Банк ГПБ (АО)

Банк ВТБ (ПАО)

АО «АЛЬФА-БАНК»

ПАО Сбербанк

ПАО Банк «ФК Открытие»

ПАО РОСБАНК

ПАО «Промсвязьбанк»

АО «Райффайзенбанк»

АО «Россельхозбанк»

Ежегодно Центральный Банк Российской федерации публикует «ТОП-100» надежных банков. Рейтинг надежности банков России включает отчетность по имуществу, кредитам и непрофильным активам (показатель Активы нетто) по состоянию на ноябрь 2016 года. Он представлен в следующей таблице.

Наименование банка

тыс. рублей

тыс. рублей

Изменение, %

Сбербанк России

ВТБ Банк Москвы

Газпромбанк

ФК Открытие

Россельхозбанк

Альфа-Банк

Национальный клиринговый банк

Московский Кредитный Банк

Промсвязьбанк

Согласно выше приведенной таблицы в тройку лидеров вошли такие банки как Сбербанк России, ВТБ Банк Москвы, Газпромбанк.

Еще одной важной функцией, которую выполняет ЦБ РФ, является установление ставки рефинансирования.

Ставка рефинансирования - это размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате Центральному банку России за кредиты, которые центральный банк предоставил кредитным организациям. С 1 января 2016 года значение Ставки рефинансирования приравнено к значению ключевой ставки, устанавливаемому Центральным банком. При утверждении ставки рефинансирования, ЦБ РФ руководствуется уровнем следующих параметров:

  • Динамика инфляции
  • Денежно-кредитные условия
  • Экономическая активность
  • Инфляционные риски.

Изменение ставки рефинансирования наглядно показано в таблице 4.

Таблица 4.

Изменение ставки рефинансирования в период с 2009 года по 2017 год.

Срок, с которого действует ставка

Размер ставки, (%)

Документ

Информация Банка России от 24.03.2017

19.09.16 г. – 26.03.17 г.

Информация Банка России от 16.09.2016

14.06.-18.09.16 г.

Информация Банка России от 10.06.2016

1.01. – 13.06.16 г.

Информация Банка России от 11.05.2015

14.09.12 г – 31.12.15 г.

Указание Банка России от 13.09.2012 № 2873-У

26.12.11 г. – 13.09. 12 г.

Указание Банка России от 23.12.2011 № 2758-У

3.05.11 г. – 25.12. 11 г.

Указание Банка России от 29.04.2011 № 2618-У

28.02.11 г. – 2.05.11 г.

Указание Банка России от 25.02.2011 № 2583-У

01.06. 10 г. – 27.02.11 г.

Указание Банка России от 31.05.2010 № 2450-У

30.03. 10 г. – 31.05. 10 г.

Указание Банка России от 29.04.2010 № 2439-У

29.03.10 г. – 29.04.10 г.

Указание Банка России от 26.03.2010 № 2415-У

24.02.10 г. – 28.03.10г.

Указание Банка России от 19.02.2010 № 2399-У

28.12.09 г. – 23.02. 10 г.

Указание Банка России от 25.12.2009 № 2369-У

Не так давно, совет директоров Банка России 24 марта 2017 года принял решение снизить ключевую ставку до 9,75 % годовых. Совет директоров утверждает, что инфляция замедляется быстрее, чем прогнозировалось, также продолжается снижение инфляционных ожиданий и восстановление экономической активности. В этих условиях при сохранении умеренно жесткой денежно-кредитной политики целевой уровень инфляции в 4 % будет достигнут до конца 2017 года и будет поддерживаться в дальнейшем.

Учитывая современные условия рыночной экономики в России, можно сказать, что Центральный Банк играет ключевую роль, он является мощным инструментом государства в проведении единой денежно-кредитной политики (регулирования темпов экономического роста, смягчении циклических колебаний, сдерживания инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей), при этом, не вмешиваясь в оперативную деятельность коммерческих банков.

Список литературы:

  1. Лаврушин О.И. Центральный Банк в условиях рыночной экономики - // Банковское дело. - 2015 - №5.
  2. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год. // Вестник Банка России.- 2016. - № 47 (991)
  3. Пшеничников, В.В. Деньги, кредит, банки: учебное пособие / В.В. Пшеничников, Е.Е. Бичева.- СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010.- 216 с.
  4. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики за 2015 год. // Вестник Банка России.- 2015. - №13 (1029)

Возглавляет банковскую систему страны Центральный банк Российской Федерации, осуществляющий свою деятельность на основании Федерального закона № 86-ФЗ от 10.07.2002 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Федеральный закон от 10. 07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 13. 07.2015)"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 28. - Ст. 2790. .

В 2014 году реализация Банком России денежно-кредитной политики осуществлялась в нестандартных условиях. События на Украине и санкции ряда стран против российской экономики оказали негативное влияние на ситуацию на внутреннем финансовом рынке, в банковском и реальном секторах.

В условиях повышения геополитической напряженности, масштабного оттока капитала с российского финансового рынка и ухудшения ожиданий экономических агентов относительно перспектив развития экономики произошло падение инвестиционного спроса, которое наложилось на структурное замедление экономического роста, начавшееся около двух лет назад. В результате состояние российской экономики в 2014 году существенно отклонилось от сценария, описанного в качестве базового в "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов". Так, вместо ожидаемого ранее темпа роста ВВП на уровне около 2 % в 2014 году, Банк России прогнозирует замедление экономического роста в указанный период до 0,4 %.

Одновременно в силу специфики действия внешних факторов на поведение и ожидания субъектов экономики инфляционные риски существенно возросли. Курсовая динамика (постепенное снижение курса национальной валюты в конце 2013 - начале 2014 года на фоне изменений в политике Федеральной резервной системы (ФРС) США и резкое ослабление рубля в марте 2014 года в условиях роста геополитической напряженности) стала фактором ускорения роста потребительских цен, нарастания инфляционных и девальвационных ожиданий экономических агентов. Годовая инфляция повысилась до 7,5 % в июле с 6,1 % в январе 2014 года. Введенные в августе ограничения на импорт ряда продовольственных товаров из-за рубежа привели к ускорению роста потребительских цен. Вместе с предполагаемым воздействием на инфляционные ожидания обсуждаемых изменений в тарифной и налоговой политике это может привести к сохранению высокой инфляции до конца 2014 года.

В этих условиях Банк России предпринял решительные действия. В целях ограничения инфляционных рисков была существенно повышена ключевая ставка. Наряду с временным ужесточением механизма валютных интервенций это позволило стабилизировать ситуацию на валютном рынке и предотвратить реализацию значительных рисков для финансовой стабильности. Кроме того, наметившийся рост процентных ставок по рублевым вкладам банков способствовал восстановлению притока средств в депозиты в национальной валюте и снижению долларизации банковских вкладов.

Проводимая Банком России умеренно жесткая денежно-кредитная политика создает предпосылки для стабилизации курсовых и инфляционных ожиданий, восстановления склонности населения к сбережениям до нормальных уровней и направлена на достижение среднесрочной цели по инфляции на уровне 4 %.

В 2014 году наблюдались более низкие темпы экономического роста, чем предполагалось в рамках базового сценария в "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов" (2 %). В I и II кварталах 2014 года темпы прироста ВВП составили 0,9 и 0,8 % к соответствующему периоду предыдущего года соответственно. Усиление неопределенности перспектив развития российской экономики привело к сокращению инвестиционного спроса при существенном увеличении оттока капитала с внутреннего финансового рынка (рис. 1.).

Рис. 1. Структура прироста ВВП по элементам использования (процентных пунктов) Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.cbr.ru/today/publications_reports/on_2015 (2016-2017) pr. pdf.

Объем вложений в основной капитал в январе-августе 2014 года сократился по сравнению с соответствующим периодом 2013 года на 2,5 % (в январе-августе 2013 года - на 0,4 %). Вклад валового накопления в прирост ВВП в первой половине 2014 года, по оценкам, был отрицательным. Сжатие инвестиционного спроса определило уменьшение объемов производства в строительстве (кроме жилищного), а также существенное снижение выпуска в инвестиционно-ориентированных видах деятельности обрабатывающей промышленности.

В то же время влияние произошедшего в конце 2013 - начале 2014 года снижения курса рубля и изменений внешнеэкономической конъюнктуры на компоненты совокупного спроса было разнонаправленным.

Рост неопределенности и ослабление рубля отразились на временном снижении склонности населения к организованным сбережениям и повышении спроса на товары длительного пользования, что поддержало в марте-мае увеличение выпуска товаров, предназначенных для удовлетворения потребительского спроса. Наблюдался рост спроса со стороны населения на недвижимость. В целом расходы на конечное потребление домашних хозяйств оставались основным источником экономического роста, однако темпы их повышения в условиях замедления темпов роста реальных доходов и розничного кредитования снижались. В январе-августе 2014 года потребительские расходы населения возросли на 2,0 % (в январе-августе 2013 года - на 5,%).

Ослабление рубля привело к повышению рублевой доходности экспортных операций и ценовой конкурентоспособности продукции, направляемой на экспорт. Удорожание импортируемой продукции и ограничения со стороны спроса обусловили сокращение физических объемов импорта, что в условиях роста экспорта обеспечило положительный вклад в рост российской экономики чистого экспорта товаров и услуг.

В первом полугодии 2014 года рост ВВП обеспечивался в основном за счет увеличения валовой добавленной стоимости обрабатывающих производств, а также в секторе посреднических услуг (операции с недвижимым имуществом, финансовые услуги), в то время как вклад строительства, транспорта, оптовой торговли был небольшим или отрицательным.

В то же время в 2014 году, как и в течение нескольких предыдущих лет, сдерживающее влияние на экономический рост продолжили оказывать факторы, имеющие структурный характер. Ослабление экономической активности сопровождалось долгосрочной тенденцией к снижению предложения рабочей силы, обусловленной действием демографических факторов. В августе 2014 года уровень безработицы достиг рекордно низкого значения 4,8 % (5,1 % с исключением сезонного фактора). В первой половине года также проявились другие признаки увеличения дефицита рабочей силы (снизилась неполная занятость, увеличилось количество отработанных человеко-часов на одного работника), что в условиях высокой загрузки производственных мощностей указывает на ограниченные возможности безынфляционного наращивания производства без повышения производительности труда и модернизации производства.

По оценкам, по итогам года объем ВВП может увеличиться на 0,4 % (в 2013 году отмечался рост на 1,3 %).

Замедление экономического роста в первом полугодии 2014 года носило преимущественно структурный характер. Глубина разрыва выпуска на фоне невысоких значений уровня потенциального выпуска была сравнительно небольшой (0,5 - 1,5 %).

Рис. 2.

Как результат, понижательное влияние со стороны совокупного спроса на инфляцию было небольшим, и темпы роста потребительских цен сохранялись на повышенном уровне. Такая динамика сложилась под воздействием нескольких факторов. Ослабление рубля обусловило ускорение темпа роста цен на широкий спектр товаров и услуг. В связи с этим важно понимать причины ослабления рубля. В значительной степени они были связаны с внешними факторами: сворачиванием мер количественного смягчения ФРС и ростом неопределенности на фоне геополитической напряженности. Повышение ключевой ставки Банка России в этих условиях способствовало стабилизации валютного рынка, снижению инфляционных ожиданий и инфляционного давления. Помимо курсовой динамики на повышение инфляции оказали влияние факторы временного действия, наблюдавшиеся на рынках отдельных продовольственных товаров. Среди них - низкий урожай отдельных видов овощей, собранный в 2013 году, повышение мировых цен на некоторые виды продуктов питания и аграрного сырья, меры по защите российских рынков от недоброкачественной импортируемой сельскохозяйственной продукции. Годовой темп прироста цен на продовольственные товары достиг в июне 9,8 % против 6,5 % в январе.

Темп прироста потребительских цен в июне достиг максимального значения с начала года и составил 7,8 % к соответствующему периоду предыдущего года.

В июле 2014 года годовая инфляция снизилась до 7,5 %, что главным образом было обусловлено меньшей, чем в 2013 году, индексацией регулируемых цен и тарифов на коммунальные услуги. Заметно замедлился рост цен на жилищно-коммунальные услуги (их вклад в скользящую годовую инфляцию снизился до 0,6 процентного пункта, в июле 2013 года он составлял 1 процентный пункт). В то же время снижение инфляции в июле происходило более медленными темпами, чем прогнозировалось, что потребовало дальнейшего повышения ключевой ставки Банка России.

В августе годовой прирост потребительских цен вновь ускорился до 7,6 %, чему в некоторой степени способствовали ограничения на импорт ряда продовольственных товаров. В условиях ускорения темпов роста цен на отдельные продовольственные товары, входящие в расчет базовой инфляции, а также сохранения темпов роста цен на не продовольственные товары на повышенном уровне базовая инфляция повысилась и составила в августе 8,0 %.

Институт экономики и управления (СП) ФГУАО ВО «КФУ имени В.И. Вернадского»

студентка 4 курса

Срибная Екатерина Андреевна, Институт экономики и управления (СП) ФГУАО ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», Республика Крым, г. Симферополь, к.э.н., доцент кафедры государственных финансов и банковского дела

Аннотация:

В настоящей статье исследована динамика активов и пассивов баланса Центрального банка Российской Федерации, проанализирована динамика операций Центрального банка Российской Федерации по предоставлению обеспеченных кредитов и рассмотрена динамика депозитных операций и операций РЕПО Центрального банка Российской Федерации за период 2014-2016 гг.

In this article, the dynamics of the assets and liabilities of the balance of the Central Bank of the Russian Federation has been analyzed, the dynamics of the operations of the Central Bank of the Russian Federation in providing secured loans have been analyzed and the dynamics of deposit operations and REPO operations of the Central Bank of the Russian Federation for the period 2014-2016 have been examined.

Ключевые слова:

денежно-кредитная политика; центральный банк; актив; пассив; баланс; кредит; депозитные операции

money-credit policy; central bank; assets; Liability; balance; credit; Deposit operations

Введение

Денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации за 2014-2016 года была обусловлена изменением экономической ситуации в Российской Федерации: 1) санкциями, введенными США и Европейским союзом против Российской Федерации; 2) изменением экспортных и импортных денежных потоков; 3) снижением ВВП Российской Федерации; 4) нестабильностью курса национальной валюты; 5) повышением уровня цен в стране; 6) снижением эффективности деятельности банковской системы Российской Федерации.

Актуальность

За период 2014-2016 года сохранились неблагоприятные тенденции развития мировой экономики, что было обусловлено политическими факторами, а также спадом экономического развития во всех странах. Рецессия, которая происходила в странах еврозоны, а также слабое состояние спроса в экономиках стран, которые вносят наибольший вклад в мировое потребление, обусловили замедление роста ВВП стран с формирующими рынками. Все это обусловило снижение скорости роста глобального потребления в мире, что замедлило использование первичных ресурсов.

Центральный банк Российской Федерации разрабатывает курс денежно-кредитной политики в зависимости от влияния внешних и внутренних факторов, от состояния российской экономики и экономики в мире, а также в зависимости от краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспектив экономического развития.

Целью данной статьи является анализ денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью в работе решены следующие задачи :

1. Исследована динамика активов и пассивов баланса Центрального банка Российской Федерации за период 2014-2016 гг.

2. Проанализирована динамика операций Центрального банка Российской Федерации по предоставлению обеспеченных кредитов за период 2014-2016 гг.

3. Рассмотрена динамика депозитных операций и операций РЕПО Центрального банка Российской Федерации за период 2014-2016 гг.

Материалы и методы: исследования и последующие выводы были построены на основании изученного материала, законодательных актов, учебников и научных статей отечественных и зарубежных ученых по соответствующей проблематике.

В процессе написания статьи нами были использованы следующие методы научного познания:

  1. Абстракции и конкретизации (при исследовании динамики активов и пассивов баланса Центрального банка Российской Федерации за период 2014-2016 гг.).
  2. Методы анализа и синтеза (при проведении анализа динамики операций Центрального банка Российской Федерации по предоставлению обеспеченных кредитов и депозитных операций и операций РЕПО Центрального банка Российской Федерации за период 2014-2016 гг.).

Результаты:

Г.Г. Фетисов , О.И. Лаврушин отмечают, что денежно-кредитное регулирование в государстве включает денежно-кредитную, валютную и финансовую политику центрального банка. В.Н. Шанаев делает акцент на том, что государственные политики, в том числе экономическая политика государства и денежно-кредитная политика центрального банка должны быть согласованными и не должны противоречить друг другу.

Динамика активов баланса Центрального банка Российской Федерации за период 2014-2016 гг. представлена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика активов баланса Центрального банка Российской Федерации за период 2014-2016 гг.

Показатели

1. Драгоценные металлы

Темп роста драгоценных металлов к показателю 01.12.2014 года

Темп роста драгоценных металлов к предыдущему году

2. Средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги иностранных эмитентов

Темп роста средств, размещенных у нерезидентов, и ценных бумаг иностранных эмитентов к показателю 01.12.2014 года

Темп роста средств, размещенных у нерезидентов, и ценных бумаг иностранных эмитентов к предыдущему году

3. Кредиты и депозиты

Темп роста кредитов и депозитов к показателю 01.12.2014 года

Темп роста кредитов и депозитов к предыдущему году

4. Ценные бумаги

Темп роста ценных бумаг к показателю 01.12.2014 года

Темп роста ценных бумаг к предыдущему году

долговые обязательства Правительства Российской Федерации

Темп роста долговых обязательств Правительства Российской Федерации к показателю 01.12.2014 года

Темп роста долговых обязательств Правительства Российской Федерации к предыдущему году

5. Требования к МВФ

Темп роста требований к МВФ к показателю 01.12.2014 года

Темп роста требований к МВФ к предыдущему году

6. Прочие активы

Темп роста прочих активов к показателю 01.12.2014 года

Темп роста прочих активов к предыдущему году

Итого по активу

Темп роста всех активов к показателю 01.12.2014 года

Темп роста всех активов к предыдущему году

В активах баланса Центрального банка Российской Федерации за период 2014-2016 гг. наблюдался рост драгоценных металлов (на 79,20%), средств, размещенных у нерезидентов, и ценных бумаг иностранных эмитентов (на 16,37%), требований к МВФ (на 82,18%), прочих активов (на 2546,69%). Также наблюдалось снижение кредитов и депозитов (на 45,66%), ценных бумаг (на 13,95%). Это объясняется тем, что за указанный период ситуация на денежно-кредитном, финансовом и валютном рынке стабилизировалась, что позволило Центральному банку Российской Федерации увеличивать золотовалютные резервы и снижать задолженность перед кредиторами. Тем не менее, коммерческие банки сталкивались с дефицитом ликвидности, что было обусловлено оттоком ликвидности из банковского сектора в связи с увеличением объема наличных денежных средств в обращении за счет увеличения выплат населению в конце года, а также валютных операций Центрального банка Российской Федерации по продаже валютных средств в рамках валютной политики.

В конце 2015 года ситуация с ликвидностью банков зависела от динамики автономных факторов формирования ликвидности, а также повышенным спросом на банковские резервы в конце года. Это привело к росту задолженности банков перед Центральным банком Российской Федерации.

Динамика пассивов баланса Центрального банка Российской Федерации за период 2014-2016 гг. представлена в таблице 2.

Таблица 2

Динамика пассивов баланса Центрального банка Российской Федерации за период 2014-2016 гг.

Показатели

1. Наличные деньги в обращении

Темп роста наличных денег в обращении к показателю 01.12.2014 года

Темп роста наличных денег в обращении к предыдущему году

2. Средства на счетах в Центральном банке Российской Федерации

Темп роста средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации к показателю 01.12.2014 года

Темп роста средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации к предыдущему году

из них: Правительства Российской Федерации

Темп роста средств Правительства Российской Федерации к показателю 01.12.2014 года

Темп роста средств Правительства Российской Федерации к предыдущему году

кредитных организаций - резидентов

Темп роста средств кредитных организаций - резидентов к показателю 01.12.2014 года

Темп роста средств кредитных организаций - резидентов к предыдущему году

3. Средства в расчетах

Темп роста средств в расчетах к показателю 01.12.2014 года

Темп роста средств в расчетах к предыдущему году

4. Обязательства перед МВФ

Темп роста обязательств перед МВФ к показателю 01.12.2014 года

Темп роста обязательств перед МВФ к предыдущему году

5. Прочие пассивы

Темп роста прочих пассивов к показателю 01.12.2014 года

Темп роста прочих пассивов к предыдущему году

6. Капитал

Темп роста капитала к показателю 01.12.2014 года

Темп роста капитала к предыдущему году

Итого по пассиву

В пассивах баланса Центрального банка Российской Федерации за период 2014-2016 гг. наблюдался рост наличных денег в обращении (на 2,77%), обязательств перед МВФ (на 116,63%), капитала (на 294,82%). Также наблюдалось снижение средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации (на 9,71%), средств в расчетах (на 55,47%), прочих пассивов (на 95,25%).

Это объясняется улучшением ситуации на валютном рынке государства, снижением колебаний курса иностранной валюты по отношению к рублю, а также политикой плавающего валютного курса Центрального банка Российской Федерации. Все перечисленное позволило Центральному банку Российской Федерации увеличивать золотовалютные резервы и повышать уровень своей устойчивости и стабильности.

Динамика операций Центрального банка Российской Федерации по предоставлению обеспеченных кредитов за период 2014-2016 гг. представлена в таблице 3.

Таблица 3

Динамика операций Центрального банка Российской Федерации по предоставлению обеспеченных кредитов за период 2014-2016 гг.

Показатели

Внутридневные кредиты всего, млн. руб.

Темп роста внутридневных кредитов к показателю 01.12.2014 года

Темп роста внутридневных кредитов к предыдущему году

Кредиты овернайт всего, млн. руб.

Темп роста кредитов овернайт к показателю 01.12.2014 года

Темп роста кредитов овернайт к предыдущему году

Ломбардные кредиты всего, млн. руб.

Темп роста ломбардных кредитов к показателю 01.12.2014 года

Темп роста ломбардных кредитов к предыдущему году

Кредиты, обеспеченные активами и поручительствами всего, млн. руб.

Темп роста кредитов, обеспеченных активами и поручительствами, к показателю 01.12.2014 года

Темп роста кредитов, обеспеченных активами и поручительствами, к предыдущему году

Кредиты, обеспеченные золотом всего, млн. руб.

Темп роста кредитов, обеспеченных золотом, к показателю 01.12.2014 года

Темп роста кредитов, обеспеченных золотом, к предыдущему году

Заслушав информацию Председателя Центрального банка Российской Федерации о деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) по регулированию, контролю и надзору за финансовыми рынками в 2013–2016 годах, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

В непростых макроэкономических и внешнеполитических условиях, связанных с действием финансовых санкций, структурными ограничениями российской экономики, ее отрицательными темпами роста, деятельность Банка России обеспечила устойчивость финансовых рынков, доверие экономических агентов к финансовой системе и национальной валюте, а также снижение инфляции до 5,4 процента.

Значимыми итогами работы Банка России в 2013–2016 годах стали активное внедрение регуляторных новаций, отвечающих требованиям Базельского комитета по банковскому надзору, принятие и внедрение Кодекса корпоративного управления, высокая активность по очищению секторов рынка от недобросовестных участников, создание современной инфраструктуры финансового рынка, отвечающей международным стандартам, запуск национальной платежной системы «Мир», а также системы передачи финансовых сообщений Банка России.

Кроме того, проведено полное переформатирование отдельных видов деятельности, таких как страховая деятельность, деятельность негосударственных пенсионных фондов и микрофинансовых организаций, актуарная деятельность и деятельность кредитных рейтинговых агентств. Создается система пруденциального надзора за деятельностью негосударственных пенсионных фондов.

Совершенствуется система противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также защита прав потребителей и инвесторов в отношениях с участниками финансового рынка. Повышается доступность финансовых продуктов и услуг, обеспечивается эффективное взаимодействие с участниками финансового рынка по вопросам развития и регулирования отрасли.

Формируются подходы, определяющие переход к пропорциональному регулированию на рынках кредитных и некредитных финансовых организаций, а также дополнительные механизмы финансового оздоровления кредитных организаций. Внедрение пропорционального регулирования позволит кредитным организациям с различным размером капитала сохранять конкурентные преимущества за счет применения дифференцированного подхода к их регулированию и надзору за ними, соразмерному принимаемым кредитными организациями рискам.

Наметился переход от структурного дефицита ликвидности банковского сектора к его профициту, что создает благоприятные условия для снижения стоимости кредитных ресурсов на финансовых рынках.

Удовлетворяя потребности кредитных организаций в ликвидности, Банк России успешно проводит операции по ее предоставлению, а в случае избытка ликвидности – операции по ее абсорбированию, в том числе обеспечивая стабильность на валютном рынке при проведении продажи крупных пакетов акций, находящихся в государственной собственности. Вместе с тем при «сворачивании» постоянно действующих инструментов регулирования ликвидности необходимо и в дальнейшем сохранять экстренные каналы ее предоставления в целях оперативного предотвращения значительных колебаний уровня ликвидности, тем самым поддерживая стабильность банковской системы.

Значительное ослабление обменного курса рубля в 2014–2015 годах, снижение качества активов кредитных организаций потребовали дополнительного привлечения капитала в банковскую систему в целях сохранения ее устойчивости и достаточности капитала на уровне, соответствующем регуляторным требованиям. Проведенная в 2015 году докапитализация банковской системы за счет средств федерального бюджета более чем на 800 млрд. рублей в целом обеспечила решение этой задачи, а также поддержала кредитование хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем необходимо отметить, что в банковском секторе пока не сформировался эффективный механизм использования ресурсов банковской системы для наращивания инвестиционной активности экономических агентов.

Одной из наиболее актуальных проблем в экономике остается доступное кредитование реального сектора экономики.

В связи с этим проводимые Банком России структурные изменения в денежно-кредитной политике, регулировании финансовых рынков должны быть направлены в том числе на создание условий для привлечения финансовых ресурсов в реальный сектор экономики и повышение конкурентоспособности банковского сектора, которые обеспечат долгосрочный экономический рост.

Эта задача нашла отражение в подготовленных впервые и одобренных Советом директоров Банка России Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов, которые носят межсекторальный характер и формируют вектор развития российского финансового рынка в среднесрочной перспективе.

В целях защиты прав и законных интересов граждан Банку России необходимо усилить контрольные и надзорные функции в секторах финансового рынка, имеющих повышенную социальную значимость для массовых потребителей финансовых услуг: потребительское кредитование кредитными и микрофинансовыми организациями, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, деятельность по возврату просроченной задолженности.

В настоящее время субъекты Российской Федерации для финансирования дефицитов своих бюджетов привлекают кредиты от кредитных организаций. При этом кредитные организации предоставляют кредиты субъектам Российской Федерации на тех же условиях, что и хозяйствующим субъектам, несмотря на то, что субъекты Российской Федерации являются более надежными заемщиками, так как имеют финансовую поддержку из федерального бюджета.

Банку России необходимо разработать меры нормативно-правового регулирования, направленные на снижение процентных ставок по кредитам, предоставляемым субъектам Российской Федерации кредитными организациями. В то же время субъектам Российской Федерации целесообразно расширить практику заимствований на рынке облигаций.

Для поддержания доверия между экономическими агентами на финансовых рынках при осуществлении нормативно-правового регулирования следует активнее использовать кредитные рейтинги, присвоенные по национальной рейтинговой шкале, в качестве базовых показателей при оценке способности юридических лиц и публично-правовых образований исполнять принятые на себя финансовые обязательства.

В условиях ускоренного развития информационно-коммуникационных технологий в финансовом секторе активизировали деятельность трансграничные преступные группы, занимающиеся как прямыми хищениями финансовых ресурсов, так и созданием специальных программных средств, нарушающих функционирование всей финансовой инфраструктуры, что является одним из источников внешних угроз национальной безопасности государства.

Банк России должен поддерживать высокий профессиональный уровень своих сотрудников, занимающихся внедрением информационных технологий в финансовом секторе, повышать системные требования к уровню информационной безопасности субъектов финансового рынка.

Обеспечивая ценовую и финансовую стабильность, Банку России совместно с Правительством Российской Федерации необходимо проводить согласованную денежно-кредитную и экономическую политику, гарантирующую стабильность российской экономики, устойчивое повышение темпов ее роста вне зависимости от внешних ограничений.

В целом поддерживая деятельность Банка России по регулированию, контролю и надзору за финансовыми рынками, а также учитывая необходимость дальнейшего совершенствования и развития российского финансового рынка, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет :

1. Принять к сведению информацию Председателя Центрального банка Российской Федерации о деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) по регулированию, контролю и надзору за финансовыми рынками в 2013–2016 годах.

принять меры, включая меры нормативно-правового характера, направленные на улучшение условий привлечения субъектами Российской Федерации заимствований, в том числе через расширение облигационных заимствований, снижение процентных ставок по кредитам, предоставляемым кредитными организациями субъектам Российской Федерации;

продолжить работу по выявлению и пресечению незаконных схем вывода капиталов за пределы Российской Федерации;

продолжить работу по дальнейшему развитию национальной платежной системы «Мир», предусмотрев меры по повышению ее доступности, конкурентоспособности и привлекательности для кредитных организаций и граждан;

ускорить включение кредитных рейтинговых агентств, внесенных Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств, чья методология по осуществлению рейтинговой деятельности данного типа кредитных организаций прошла проверку Банком России на соответствие требованиям, предусмотренным Федеральным законом «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76 1 Федерального закона „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в перечень кредитных рейтинговых агентств, чьи кредитные рейтинги эмитента (выпуска) ценных бумаг используются при принятии решений о включении ценных бумаг в Ломбардный список Банка России, а также используются в качестве критерия для включения в Ломбардный список Банка России ценных бумаг, выпускаемых в рамках программ облигаций, а не отдельных выпусков облигаций;

определить порядок раскрытия информации, полученной в результате осуществления надзорных функций, о кредитной организации с ее согласия;

разработать упрощенную форму публикуемой отчетности кредитной организации, позволяющей потребителям финансовых услуг принимать ответственные решения с учетом финансовых показателей деятельности этой кредитной организации;

подготовить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах в части наделения Банка России дополнительными полномочиями по установлению требований к порядку ведения негосударственными пенсионными фондами аналитического персонифицированного учета;

определить требования к стандартизации саморегулируемыми организациями порядка взаимодействия негосударственных пенсионных фондов и граждан в части оказываемых им услуг;

усилить контроль за деятельностью страховых медицинских организаций с целью повышения эффективности их деятельности.

№ 66477–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части создания многоуровневой банковской системы);

№ 66499–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с созданием дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций);

№ 997129–6 «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона „О банках и банковской деятельности“ и Федеральный закон „Об аудиторской деятельности“, рассмотрев целесообразность передачи регулирования и надзора за аудиторскими компаниями, которые проводят обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности финансовых организаций, Банку России;

№ 47538–6/10 «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусмотрев возможность разрешения уступки денежного требования по государственным (муниципальным) контрактам третьему лицу;

№ 1108602–6 «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ „Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств“, предусмотрев возможность самостоятельного выбора застрахованным лицом станции технического обслуживания, использования при восстановительном ремонте новых запасных частей, а также существенного увеличения гарантийного срока на используемые при проведении ремонта узлы (детали);

№ 694881–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упорядочивания механизма оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий»;

№ 46023–7 «О внесении изменений в главу 23 Налогового кодекса Российской Федерации» (в части определения налоговой базы в отношении доходов в виде процентов по обращающимся облигациям российских организаций);

№ 925980–6 «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (в части уточнения перечня инсайдерской информации).

внести изменения в соответствующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации с целью использования кредитных рейтингов, присваиваемых по национальной рейтинговой шкале кредитными рейтинговыми агентствами, внесенными Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств, чья методология по осуществлению рейтинговой деятельности данного типа кредитных организаций прошла проверку Банком России на соответствие требованиям, предусмотренным Федеральным законом «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76 1 Федерального закона „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в качестве основного критерия отбора или установления требований к кредитным организациям при пользовании их услугами государственными структурами, а также в иных целях государственного регулирования;

продолжить реализацию программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 года № 373, сохранив выплаты возмещения только по ипотечным жилищным кредитам, обязательства по которым выражены в иностранной валюте, через акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»;

ускорить работу по реформированию действующей пенсионной системы, направленному на достижение принципов ее удобства, надежности и доходности, в том числе за счет создания единого пенсионного администратора;

рассмотреть вопрос о возможности участия кредитных организаций с различным размером капитала в программах субсидирования процентных ставок при кредитовании сельскохозяйственных товаропроизводителей.

5. Рекомендовать Правительству Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации рассмотреть возможность внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, направленного на совершенствование уголовного законодательства в части положений, касающихся банковской сферы, предусмотрев:

выделение в отдельную главу Уголовного кодекса Российской Федерации преступлений в сфере банковской деятельности;

введение уголовной ответственности должностных лиц кредитных организаций за неотражение привлеченных вкладов граждан на балансе кредитной организации;

введение специальных составов преступлений, предусматривающих ответственность за злоупотребление полномочиями в банковской сфере.

6. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с Банком России ускорить реализацию пилотного проекта по удаленной идентификации физических лиц для дистанционного получения банковских услуг, исключив при этом дополнительные затраты пользователей банковских услуг.

7. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации активизировать работу по получению кредитных рейтингов по национальной рейтинговой шкале от кредитных рейтинговых агентств, внесенных Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств, в целях оптимизации расходов на обслуживание государственного долга соответствующего субъекта Российской Федерации.

8. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период осенней сессии 2017 года.

9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

10. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

В первом полугодии 2012 года объем ВВП увеличился на 4, 5%. Экономический рост преимущественно был обусловлен повышением внутреннего спроса. В январе-сентябре темп прироста ВВП, по оценкам, составил около 4%.

Расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в январе-сентябре 2012 года выросли, по оценке, на 6, 8%. Объем инвестиций в основной капитал превысил уровень соответствующего периода предыдущего года на 7, 2% (в январе-сентябре 2011 года - на 5, 0%).

Уровень безработицы в сентябре 2012 года составил 5, 2% экономически активного населения (6, 0% годом ранее). На фоне высоких мировых цен на энергетические товары повышались доходы бюджета, при этом улучшалась равномерность расходования бюджетных средств в течение финансового года. В результате профицит федерального бюджета в январе-сентябре 2012 года составил 1, 4% ВВП (в январе-сентябре 2011 года- 2, 9% ВВП).

В январе-мае 2012 года продолжалось замедление инфляции, начавшееся в середине 2011 года (из расчета месяц к соответствующему месяцу предыдущего года). В июне она начала расти и в сентябре превысила верхнюю границу целевого ориентира на 2012 год (5-6%).

По оценке, выпуск товаров и услуг находился вблизи потенциального уровня. Рост цен на непродовольственные товары без учета бензина, в наименьшей степени подверженный влиянию различных факторов, замедлился; по оценке, темпы их прироста снизились с 5, 9% в январе 2012 года до 5, 4% в сентябре (из расчета месяц к соответствующему месяцу предыдущего года).

Во второй половине 2011 - начале 2012 года на замедление роста потребительских цен оказывала заметное воздействие благоприятная конъюнктура на внутреннем и мировом аграрных рынках. В апреле 2012 года темпы прироста цен на продовольствие достигли своего исторического минимума (из расчета месяц к соответствующему месяцу предыдущего года), составив 1, 2%.

Кроме того, на снижение инфляции повлиял перенос индексации административно регулируемых тарифов с января на III квартал текущего года. В итоге в течение первых пяти месяцев года темпы роста потребительских цен уменьшались, достигнув в апреле-мае минимального значения за весь период наблюдений - 3, 6% (по отношению к сопоставимым месяцам прошлого года). Базовая инфляция снизилась с 6, 0% в январе до 5, 1% в мае.

Однако в мае-сентябре ускорился рост цен на продовольствие. В сентябре 2012 года продукты питания были на 7, 3% дороже, чем в сопоставимом месяце предыдущего года (в сентябре 2011 года - на 6, 4%). Непродовольственные товары и платные услуги, включая услуги ЖКХ, подорожали в сентябре 2012 года по отношению к сопоставимому месяцу предыдущего года в меньшей мере, чем в сентябре 2011 года. В целом инфляция возросла до 6, 6%, базовая инфляция - до 5, 7%.

Данные об инфляции представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика инфляции на потребительском рынке и базовой инфляции (в % к соответствующему месяцу предыдущего года)

инфляция

Инфляция

инфляция

Инфляция

инфляция

Инфляция

инфляция

Инфляция

Сентябрь

Платежный баланс Российской Федерации в январе-сентябре 2012 года формировался под воздействием благоприятной международной конъюнктуры рынка основных товаров российского экспорта. На фоне значительного профицита счета текущих операций в условиях умеренного инвестиционного спроса экономики сложились предпосылки для активизации вывоза частного капитала.

Прирост международных резервов, учитываемый в платежном балансе, в январе-сентябре 2012 года составил 21, 1млрд. долларов США. Основными факторами увеличения резервных активов стали интервенции на валютном рынке, поступления средств от размещения еврооблигаций Минфином России и продажи пакета акций ОАО «Сбербанк России», зачисление таможенных пошлин, а также прочие операции Правительства Российской Федерации и Банка России.

С учетом валютной и рыночной переоценок, а также прочих изменений международные резервы Российской Федерации на 1 октября 2012 года составили 529, 9 млрд. долларов США.

В условиях повышения гибкости курсообразования замедлилось накопление Банком России чистых международных резервов, прирост которых за январь-сентябрь 2012 года составил 21, 5 млрд. долларов США (за аналогичный период 2011 года - 24, 3 млрд. долларов США). Снижение роли валютного канала в формировании денежной базы выразилось в сокращении эмиссионного эффекта валютных интервенций до 0, 2 трлн. рублей в январе-сентябре 2012 года.

В сложившихся условиях увеличение денежного предложения со стороны органов денежно-кредитного регулирования происходило в основном за счет расширения валового кредита банкам, прирост которого за девять месяцев текущего года составил 1, 2 трлн. рублей.

С учетом принятых Банком России решений и складывающейся макроэкономической ситуации были уточнены отдельные показатели денежной программы на текущий год. Оценка показателей денежной программы на 2012 год приведена в таблице 2.

Таблица 2 - Оценка показателей денежной программы на 2012 год (млрд. руб.)

Прирост за 2012 год (оценка)

Денежная база (узкое определенеие)

Наличные деньги в обращении (вне банка России)

Обязательные резервы

Чистые международные резервы - в млрд. долларов США

Чистые внутренние активы

Чистый кредит расширенному правительству

Чистый кредит федеральному правительству

Остатки средств консолидированных бюджетов субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов на счетах в Банке России

Чистый кредит банкам

Валовый кредит банкам

Корреспондентские счета кредитных организаций, депозиты банков в Банке России и другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности

Прочие чистые некласифицированные акты

При принятии решений по вопросам процентной политики Банк России ориентируется на среднесрочные оценки инфляционных рисков, динамику инфляционных ожиданий, оценки перспектив экономического роста, а также учитывал изменение других факторов. Принимается во внимание отсутствие значимого воздействия на инфляцию со стороны спроса в условиях сохранения совокупного выпуска вблизи своего потенциального уровня, немонетарный характер краткосрочного замедления инфляции в первой половине текущего года и ее роста во втором полугодии, а также ужесточение денежно-кредитных условий.

Основываясь на анализе указанных и других факторов, Банк России в январе-августе 2012 года не изменил направленность денежно-кредитной политики - ставка рефинансирования и процентные ставки по основным операциям (за исключением ставок по сделкам «валютный своп») были сохранены на уровне, установленном с 26 декабря 2011 года. В III квартале 2012 года на фоне роста инфляции и инфляционных ожиданий возросли риски превышения среднесрочных ориентиров Банка России по инфляции. Поэтому Банк России принял решение о повышении с14 сентября 2012 года ставки рефинансирования и процентных ставок по своим операциям на 0, 25 процентного пункта.

В октябре 2012 года Банк России, принимая во внимание стабилизацию темпов роста кредита экономике и признаки охлаждения деловой активности, сохранил на неизменном уровне ставки по своим операциям.

В целях повышения действенности процентной политики Банк России в течение рассматриваемого периода принимал решения, направленные на ограничение колебаний краткосрочных ставок межбанковского рынка и совершенствование операционной процедуры денежно-кредитной политики. Процентные ставки по операциям Банка России в 2012 г. показаны в таблице 3.

Таблица 3 - Процентные ставки по операциям Банка России в 2012 г. (% годовых)

инструмента

Инструмент

Значение ставки с

Предо-ставление ликвидности

Кредиты «овернайт»

Сделки «валютный своп»

Ломбардные кредиты

1 день, 1 неделя

Прямое РЕПО

Кредиты, обеспеченные золотом

До 90 дней

От 91 до 180 дней

От 181 до 365

Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами

До 90 дней

От 91 до 180 дней

От 181 до 365

Операции на

открытом

(минимальные

процентные

Аукционы прямого РЕПО

Ломбардные аукционы, аукционы прямого РЕПО

Абсорби-рование ликвидности

Операции на

открытом

(максимальные

процентные

Депозитные аукционы

Операции постоянного действия (по фиксированны м процентным ставкам)

Депозитные операции

1 день, 1 неделя, 1

востребов

Справочно:

Ставка рефинансирования 8, 00 8, 00 8, 25

В июне 2012 года по решению Совета директоров Банка России были снижены процентные ставки по сделкам «валютный своп» (до 6, 5% по рублевой части сделок и до 0% по валютной части сделок). Пересмотр процентных ставок по сделкам «валютный своп» способствовал поддержанию ставок денежного рынка в периоды роста напряженности на рынке в пределах процентного коридора Банка России.

Существенное влияние на динамику краткосрочных процентных ставок денежного рынка оказывало изменение состояния ликвидности банковского сектора. Накопление в конце 2011 года значительного объема средств на корреспондентских и депозитных счетах кредитных организаций (вследствие сезонного роста в декабре бюджетных расходов), а также увеличение к концу года задолженности кредитных организаций по среднесрочным операциям рефинансирования привели в январе-феврале 2012 года к заметному повышению уровня банковской ликвидности. В результате в указанный период краткосрочные ставки межбанковского рынка находились вблизи фиксированной ставки по депозитным операциям Банка России, которая формирует нижнюю границу процентного коридора. В 2012 году ситуация на российском рынке межбанковских кредитов (МБК) оставалась устойчивой. Среднемесячный спред между ставкой по кредитам банкам со спекулятивным кредитным рейтингом MIACR-B и ставкой по кредитам банкам с высоким кредитным рейтингом MIACR-IG по однодневным рублевым МБК в январе-сентябре 2012 года не превышал 45 базисных пунктов. Доля просроченной задолженности по рублевым МБК, размещенным в кредитных организациях - резидентах, в январе-сентябре 2012 года составляла не более 0, 5%. В I-III кварталах 2012 года неценовые условия банковского кредитования для основных категорий заемщиков изменялись по-разному. В сегменте кредитования населения банки увеличивали максимальный срок и объем кредита. Отмечалось также некоторое смягчение требований к финансовому положению заемщика и обеспечению по кредиту. В сегменте кредитования нефинансовых организаций банки проводили более осторожную политику, ужесточая требования к финансовому положению заемщиков - юридических лиц, особенно крупных корпоративных заемщиков.

Максимальный срок и объем кредита почти не увеличивались, а в отдельные периоды сокращались.

Выбор редакции
Инвестиционные проекты можно оценивать по многим критериям — с точки зрения их социальной значимости, масштабам воздействия на окружающую...

Неофициальная редакция ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ПРИМЕНЕНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН В...

Сдавайте отчетность быстро, удобно и без ошибок Сервис "1С-Отчетность" встроен в программы 1С. Все действия с отчетностью производятся в...

Вахтовый метод работы - не самый легкий, но порой он кажется единственным способом поддержать семью и заработать приличные деньги....
Фиксация и учет всех приказов, изданных по организации, ведется в специальном журнале регистрации. В статье рассказывается, как правильно...
Должностная инструкция главного бухгалтера служит для определения спектра отношений топ-менеджера с руководством, своими подчиненными и...
Лизингодатель – это один из участников договора лизинга, который приобретает в собственность необходимое имущество (оборудование,...
Налоговая система - важнейшая составляющая национальной экономики любого государства. Каковы ее особенности в России? Каковы функции,...
МВД не назвало имя фигуранта дела, однако СМИ сообщили, что речь действительно идет об акционере компании Сергее Ломакине. Дело связано с...