В 60 е годы 19. Россия в XIX веке. Вопросы для повторения
Россия в начале XIX века - Россия являлась одной из крупнейших держав Европы. Территория ее на протяжении XVIII столетия увеличилась на одну треть, а население возросло в два с половиной раза и к началу XIX в. достигло 36 млн. человек. В начале XIX в. в России продолжался… … Всемирная история. Энциклопедия
Вестник Европы (начало XIX века) - Вестник Европы двухнедельный журнал, издававшийся в Москве в 1802 1830 годах. В разные годы тираж колебался от 580 до 1200 экземпляров. Идея создания журнала принадлежит арендатору типографии Московского университета И.Попову. Он предложил… … Википедия
Вестник Европы (конец XIX века) - «Вестник Европы», обложка журнала «Вестник Европы» (Вѣстникъ Европы) ежемесячный журнал, основан в 1802 году Н. М. Карамзиным издавался два года в Санкт Петербурге, позже возродился и выпускался с 1866 по 1918 год. С 1866 по 1868 год журнал… … Википедия
МЕСЯЧНОЕ МЕНЮ СЕРЕДИНЫ 90-х ГОДОВ XIX ВЕКА (для повторения каждый месяц) - Скоромный стол № 1 1. Рассольник со смоленской крупой 2. Соус из телячьих ножек со свежими огурцами 3. Дрозды жареные 4. Пирожки с повидлом № 2 1. Суп из макарон с… … Большая энциклопедия кулинарного искусства
История русского масонства XIX века (книга) - История русского масонства XIX века Жанр: история масонства
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Литература 1‑й половины XIX века - Литературная жизнь начала XIX в. определялась все более явными признаками кризиса самодержавно крепостнической системы, национальным подъёмом Отечественной войны 1812, созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного… … Литературный энциклопедический словарь
Солнечные затмения XIX века - Первая фотография полного солнечного затмения, сделанная в Кёнигсбергской обсерватории 28 июля 1851 года дагеротипистом Берковским Основная статья: Солнечное затмение Это список солнечных … Википедия
История Иберии от античности до XIX века - Пиренейский полуостров Первоначальная история И., у греков называвшейся Иберией, нам неизвестна. Первые колонии в этой стране, населенной первоначально иберами, кельтами и кельтиберами, принадлежали финикиянам; около 1100 года они поселились на… … Википедия
Репертуар Московского Малого театра XIX века - Основная статья: Репертуар Московского Малого театра Здесь представлен список постановок Московского академического Малого театра России за XIX век … Википедия
Дело (журнал XIX века) - У этого термина существуют и другие значения, см. Дело. Дело Журнал «Дело», 1869 год, февраль … Википедия
Книги
- Политические и культурные отношения России и Сербии в 30-50-е годы XIX века. Документы российского МИД , . Сборник посвящен русско-сербским политическим отношениям в годы становления сербской государственности. Привлечены не публиковавшиеся ранее документы из Архивавнешней политики Российской… Купить за 2074 руб
- Сороковые годы XIX века , . В настоящем сборнике, посвященном 40-м годам XIX века, собраны воспоминания современников, отрывки из художественных произведений и некоторые документы, рассказывающие о том, как жил русский…
Падение крепостного права означало начало нового, капиталистическогопериода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизньобщества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальныйи духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал ростукультурных потребностей. В культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения. Онисоставили культурное наследие страны. Культурное наследие являетсяважнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческомразвитии общества.
Очень долго замалчивался характер русской литературы 19 века. В конце 90-х годов 20 в. Усилиями ученых Петрозаводского, Санкт-Петербургского и Московского университетов выяснен православно-христианский характер русской литературы. Она была пасхальной , поэтому спасительной .
Главная проблема русской литературы – проблема возрождения (воскресения) души человека. Русская литература православна по мировосприятию и миропониманию. Православен образ жизни героев. Писатели стремились разбудить совесть человека, решить философские вопросы. Они думали, как добиться счастья и справедливости для всех, признавали личную ответственность за свою жизнь . Они пытались думать не о насильственном изменении существующего строя. Они думали об очищении своей души.
В русской литературе важен духовный подвиг. На поступке Татьяны Лариной основана вся русская литература. Все русские писатели сознавали свое творчество как пророческое, поэтому и отношение к ним как духовитское, прорицательское. По словам Бердяева, вся русская литература «ранена» христианской темой. Цель нашей жизни заключается в возрождении души. Существование на земле временно, поэтому надо очиститься от грехов. Русскую литературу невозможно понять без христианства.
Сейчас происходит процесс обновленного исторического познания русской литературы. Исследователи переходят к религиозно-философскому анализу, пытаются понять связь русской литературы с православием и христианством в целом.
Мировоззренческой основой для определения конфликта в русской литературе явились слова Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, а воры крадут, но собирайте себе сокровища на небе…» (Евангелие от Матфея, глава 6, страницы 18 – 20).
Существует два понятия смысла жизни: небесный и земной. Два типа культуры: сотериологический (Спаситель) и эвдемологический (путь). Взаимодействие этих двух типов культур и является основой конфликта русской литературы.
Центральный вопрос русской литературы и развития России середины 19 в. – вопрос о путях исторического развития России. Одни верят в постепенные реформы, другие – в революционный путь.
Социально-политическая борьба – это проявление противоборства двух типов мировоззрения: духовного и атеистического (или нигилизма и антинигилизма). Отсюда и социально-философская полемика в обществе.
В 70-е гг. 19 в. концепция бездуховного нигилизма нашла отражение в народничестве (Лавров, Ткачев, Бакунин).
1868 г. – «Исторические письма» П.Л. Лаврова. Он предлагает свой путь изменения России – путь пропагандистской работы (пойти в народ для подготовки революции).
М.А. Бакунин говорит о необходимости анархического бунта («Государственность и анархия»). По его убеждению, народ – бунтарь. Несостоятельность этого пути показала нечаевщина (общество Нечаева называлось «Кровавой расправой»), которая нашла отражение в романе Достоевского «Бесы». Достоевский показывает, что революция – это бесовство.
П.Н. Ткачев разрабатывает заговорщический метод. Он отмечает, что крестьянство еще не готово к революции, следовательно нужен политический террор.
Самое главное в деятельности нигилистов – отрицание, насилие, неверие . В основе всего этого – безбожие.
В 60-е гг. Страхов назвал нигилизм чудовищным извращением души. Его поддержали Соловьев, Корков.
В середине 19 в. начинает формироваться русская религиозная философия: В.С. Соловьев «Критика западно-европейского позитивизма» (1874), Леонтьев, Н.Ф. Федоров. Все они оказали влияние на творчество Достоевского.
Достоевский, Лесков, Писемский противопоставили нигилизму антинигилизм.
Концептуальная основа антинигилизма в России – христианство и православие.
Антинигилистическое движение – выражение национального менталитета России, утверждение позитивных начал. Это исконная суть русской литературы. Главное – не человек с его гордыней, а Творец. Восприятие мира теоцентричное.
Признается дуалистичная природа человека. Основа жизни человека – вера.
Антинигилисты опирались на учения об образе божьем в человеке (православная антропология). Идеал – приблизиться к личности Христа.
Все русские православно-христианские писатели понимали, что человек наделен даром свободы. Он должен проявлять свободную волю. Выбор должен быть свободным.
В своем отношении к обществу антинигилисты были консерваторами. Это мышление, которое оберегает человека от неразумных поступков.
30. Общественное движение в 30-е-50-е годы 19 века
Общественное движение 30-50-х годов имело характерные особенности:
> оно развивалось в условиях политической реакции (после поражения декабристов);
> революционное и правительственное направления окончательно разошлись;
> его участники не имели возможности реализовать свои
идеи на практике.
Можно выделить три направления общественно-политической мысли этого периода:
> консервативное (лидер - граф С. С. Уваров);
> западники и славянофилы (идеологи - К. Кавелин, Т. Грановский, братья К. и И. Аксаковы, Ю. Самарин и др.);
> революционно-демократическое (идеологи - А. Герцен, Н. Огарев, М. Петрашевский).
После подавления восстания декабристов встает вопрос о дальнейших путях развития России, вокруг него завязывается длительная борьба различных течений. В решении этого вопроса намечаются основные линии размежевания общественных групп.
В начале 30-х годов получило оформление идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия - родилась теория «официальной народности». Ее принципы были сформулированы министром просвещения С. С. Уваровым в знаменитой триаде, выражающей вековые основы русской жизни: «православие, самодержавие, народность». Самодержавие трактовалось как гарант нерушимости. Славянофилы - представители либерально настроенной дворянской интеллигенции, выступали за принципиально отличный от западноевропейского путь развития России на основе ее мнимой самобытности (патриархальность, крестьянская община, православие). В этом они как бы сближались с представителями «официальной народности», однако их никак нельзя смешивать. Славянофильство было оппозиционным течением в русской общественной мысли. Славянофилы выступали за отмену крепостного права (сверху), ратовали за развитие промышленности, торговли, просвещения, сурово критиковали существовавшую в России политическую систему, выступали за свободу слова и печати. Однако основной тезис славянофилов сводился к доказательству самобытного пути развития России, а точнее, к требованию «идти по этому пути». Они идеализировали такие «самобытные», по их мнению, учреждения, как крестьянская община и православная церковь.
Западничество также возникло на рубеже 30-40-х годов XIX в. Западники противопоставляли себя славянофилам в спорах о путях развития России. Они считали, что Россия должна идти по тому же историческому пути, что и все западноевропейские страны, и критиковали теорию славянофилов о самобытном пути развития России.
31. Буржуазные реформы 60-х-70-х годов 19 века
В ноябре 1857 г. Александр II дал указание виленскому и петербургскому губернаторам учредить губернские комитеты для подготовки местных проектов улучшения быта помещичьих крестьян. Таким образом, реформа стала разрабатываться в обстановке гласности. Все проекты подавались в Главный комитет во главе с великим князем Константином Николаевичем.
19 февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал «Положения о реформе» (они включали в себя 17 законодательных актов) и «Манифест об отмене крепостного права». Эти документы были опубликованы в печати 5 марта 1861 г.
По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу «Положения» регулировали вопросы наделения крестьян землей. Отныне бывшие крепостные крестьяне получали личную свободу и независимость от помещиков. Вводилось выборное крестьянское самоуправление. Вторая часть реформы регулировала земельные отношения. Закон признавал за помещиком право частной собственности на всю землю имения, в том числе и на крестьянскую надельную землю. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел (за выкуп). Территория России была разделена на черноземную, нечерноземную и степную. При наделении помещик предоставлял крестьянам худшие земли. Чтобы стать собственником земли, крестьянин должен был выкупить свой надел у помещика. Собственником земли была община, выйти из которой крестьянин до уплаты выкупа не мог. Отмена крепостного права привела к необходимости проведения буржуазных реформ и в других областях государственной жизни. Самодержавная монархия превращалась в буржуазную монархию.
В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу Было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они были призваны привлечь к решению местных проблем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти.
По настоянию общественности в 1864 г. правительство провело судебную реформу, которую разрабатывали прогрессивные юристы. До реформы суд в России был сословный, тайный, без участия сторон, широко применялись телесные наказания. Суд зависел от администрации и полиции.
В 1864г. Россия получила новый суд, основанный на принципах буржуазного права. Это был бессословный, гласный, состязательный, независимый суд, предусматривалась выборность некоторых судебных органов.
· После расправы над декабристами вся общественная жизнь России была поставлена под строжайший надзор со стороны государства. Это явилось причиной спада общественного движения.
· Продолжить дело декабристов пытались немногочисленные кружки.
· В 1827 г . в Московском университете братьями П., В. и М.Критскими был организован тайный кружок, целями которого были уничтожение царской семьи и конституционные преобразования в России.
· В 1831 г. был раскрыт и разгромлен кружек Н.П.Сунгурова, участники которого готовили вооруженное восстание в Москве.
· В 1832 г. в Московском университете действовало «Литературное общество 11 нумера», участником которого был В.Г.Белинский.
· В 1834 г. раскрыт кружок А.И.Герцена.
· После подавления восстания декабристов в стране усиливается реакция. В борьбе против новых идей правительство использовало не только репрессии, но и оружие идеологического характера. Таковым явилась теория С.С.Уварова "официальной народности". Ее основными лозунгами были: православие, самодержавие, народность.
· Однако, Уваровская триада не получила широкой поддержки в русском обществе. Вопреки официальному противодействию, общественное движение развивалось.
· В 40-х годах формируются основные направления общественной мысли, исходившие из необходимости преобразований в России: славянофилы, западники и революционеры.
· Западники – это первое буржуазно-либеральное течение в России. Его видными представителями были Кавелин, Грановский, Боткин, Панаев, Анненков, Катков и другие. Они считали, что Россия и Запад идут одним путём – буржуазным , и единственное спасение России от революционных потрясений видели в заимствовании посредством постепенных реформ буржуазной демократии. Западники верили в неделимость человеческой цивилизации и утверждали, что Запад возглавляет эту цивилизацию, показывая примеры осуществления принципов свободы и прогресса, чем привлекает внимание всего остального человечества. Поэтому задача России как можно скорее присоединиться к европейскому Западу и таким образом войти в единую общечеловеческую цивилизацию. Как либералам им были чужды идеи революции и социализма. До середины 40-х годов вместе с западниками выступали Белинский и Герцен, составляя левое крыло этого течения.
· Противниками западников стали славянофилы , враждебно относившиеся к Западу и идеализировавшие допетровскую Русь, уповавшие на самобытность русского народа , верившие в особый путь его развития. Видными славянофилами были Хомяков, Самарин, братья Аксаковы, братья Киреевские, Кошелев и другие. Славянофилы утверждали, что единой человеческой цивилизации нет и быть не может. Каждый народ живет своей "самобытностью", основу которой составляет идейное начало, пронизывающее все стороны народной жизни. Для России таким началом являлась православная вера, а ее воплощением - община, как союз взаимной помощи и поддержки. В русской деревне можно обойтись без классовой борьбы, это убережёт Россию от революции и буржуазных "отклонений". Будучи убеждёнными монархистами, они всё же выступали за свободу мнений и возрождение Земских соборов. Для них также характерно неприятие революции и социализма. Ни принципы, ни организационные формы жизни Запада не были приемлемы для России.
· Идейные разногласия между западниками и славянофилами тем не менее, не мешали их сближению в практических вопросах русской жизни: оба течения отрицали крепостное право ; оба выступали против существующего государственного управления ; оба требовали свободы слова и печати.
· В 40-х годах, отколовшись от западников, оформляется третье течение общественной мысли – революционно-демократическое . Оно было представлено Белинским, Герценом, петрашевцами, молодыми тогда Чернышевским и Шевченко.
· С западниками Белинский и Герцен не сошлись по отношению к революции и социализму. Но, в отличие от западных социалистов, они не только не исключали революционный путь к социализму, но и уповали на него. Революционеры также считали, что Россия пойдёт по западному пути, но в отличие от славянофилов и западников полагали, что революционные потрясения неизбежны.
· При том зачаточном состоянии, в котором пребывал пролетариат России, они не понимали его революционного будущего и надеялись на крестьянскую революцию.
Буржуазные реформы 60-70 годов XIX века.
1855-1881
· Первые шаги к отмене крепостного права в России были сделаны императором Александром I в 1803 году изданием Указа о вольных хлебопашцах , в котором прописан юридический статус отпускаемых на волю крестьян.
· В течение царствования Николая I было создано около десятка различных комиссий для решения вопроса об уничтожении крепостного права, но все они оказались безрезультатными ввиду противодействия дворянства.
· По достижении совершеннолетия Александр II /был убит террористами/ заменяет на троне своего отца Николая I. Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Удостоен особого эпитета в русской дореволюционной историографии - Освободи́тель (в связи с отменой крепостного права по манифесту 19 февраля 1861 года)
· 19 февраля 1861 г. Александр II подписал "Положения" и "Манифест" об отмене крепостного права. Главным итогом реформы стало личное освобождение крестьянина , помещики лишились права распоряжаться им. Согласно Манифесту юридическим документом, формулировавшим условия выхода крестьян из крепостной зависимости становилась уставная грамота . Крестьяне обрели права юридического лица и статус свободных сельских обывателей , наделенных землей. Они получили возможность владеть имуществом , заниматься торгово-промышленной деятельностью , переходить в другие сословия , вести судебные дела .
· Одни историки считают причиной то, что крепостное право стало непреодолимым тормозом для дальнейшего развития страны; другие считают невозможность для России более претендовать на роль ведущей европейской державы и оставаться при этом крепостнической.
· Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель – привести государственный строй и административное управление в соответствии с новой социальной структурой (многомиллионное крестьянство получило свободу). Это продолжение модернизации. страны.
Судебная реформа 1864 года. «Новые судебные уставы» вводили в России принципиально новую систему судопроизводства.
· Суд стал бессословный (формальное равенство всех сословий)
· Гласность и состязательность судопроизводства (прокурор – адвокат)
· Высшей судебной инстанцией стал Сенат
· Учреждалась адвокатура
· Создавался институт присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел
· Выборность некоторых судебных органов (мировые судьи)
· Упрощена система судопроизводства
· Предварительное следствие осуществлялось судебным следователем, а не полицией
· НО! Крестьяне подлежали своему сословному суду
Земская реформа 1864 года.
· В губерниях и уездах создавались земские учреждения – земства (выборные органы от всех сословий).
· Земства лишены политических функций
· Разрешалось заниматься исключительно хозяйственными вопросами местного значения (пути сообщения, школы, больницы, торговля, промышленность)
· Земства контролировали органы центральной и местной власти, которые имели право приостанавливать любое решение земского собрания
Итоги : сыграли особую роль в развитии просвещения, образования, здравоохранения.
Военная реформа 1861-1874.
· Закон 1874 года о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет.
· Устанавливался срок действительной службы – до 6 лет в сухопутных войсках, на флоте – 7.
· Лица, имевшие высшее образование, служили полгода.
· Осуществление перевооружения армии
· Введение новых воинских уставов
· Учреждена система военных округов для военного управления
· Для подготовки военных кадров создавались учебные заведения
· Сократилась численность армии в мирное время и поднялась её боеспособность
Реформы в сфере образования и печати 1863-1864.
· Фактически было введено доступное всесословное образование
· Возникли частные земские, церковно-приходские, воскресные школы
· 1863. Новый устав вернул автономию университетам
· 1865. Введены «Временные правила» для печати. Отменена предварительная цензура
Финансовая реформа
· Право распоряжаться всеми финансовыми средствами страны получал министр финансов, деятельность которого подлежала учёту со стороны Государственного контроля .
· Был учреждён Государственный банк , который стал кредитовать торгово-промышленные предприятия.
ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ:
Все преобразования имели прогрессивный характер. Закладывается основа для эволюционного развития страны по пути европейской социально-политической модели. Сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны.
Реформы были непоследовательны и незавершенны. Процесс модернизации в России имел специфический характер – слабость российской буржуазии, выступления радикалов, усиление консервативных сил – все это тормозило реформаторские устремления правительства.
В 1841 году англичане берут Кантон, Амой и Нинбо. В 1842 англичане захватывают Шанхай и Чжэньцзян. Угроза Нанкину заставила Китай просить мира. Китай уступил Гонконг Англии, открыл для английской торговли Кантон, Амой и Фучжоу, вернул Нинбо и Шанхай Британии и выплатил контрибуцию в 20 млн. долларов
Примечания:
* Для сопоставления событий, происходивших в России и в Западной Европе, во всех хронологических таблицах, начиная с 1582 года (года введения Григорианского календаря в восьми странах Европы) и кончая 1918 годом (годом перехода Советской России с Юлианского на Григорианский календарь), в графе ДАТЫ указывается дата только по Григорианскому календарю , а дата по юлианскому календарю указывается в скобках вместе с описанием события. В хронологических таблицах, описывающих периоды до введения нового стиля папой римским Григорием XIII, (в графе ДАТЫ) даты указаны только по Юлианскому календарю . При этом перевод на Григорианский календарь не делается, потому что таковой не существовал.
Литература и источники:
Российская и мировая история в таблицах. Автор-составитель Ф.М. Лурье. СПб, 1995
Хронология российской истории. Энциклопедический справочник. Под руководством Франсиса Конта. М., "Международные отношения". 1994.
Хроника мировой культуры. М., "Белый город", 2001.
- Формирование логистической системы на базе исследуемого предприятия Характеристика материальных потоков
- Как уменьшить свои расходы
- Условия применения пониженных тарифов
- Обязательного медицинского страхования
- Как оценить свой бизнес при продаже или привлечении инвестиций?
- Технические указания росимущества к определению стоимости права аренды земельным участком Анализ рынка земли
- Основными характеристиками любого бюджетного плана являются
- Воронежский институт мвд россии
- Общие положения о нормах рабочего времени
- Когда нужно будет учитывать пожелания работников
- Восстанавливаем дисциплину после новогодних праздников
- Экономическая эффективность инвестиционного проекта Экономическая эффективность реализации инвестиционного проекта
- Законодательная база российской федерации
- Как пользоваться универсальным отчетом Отчеты в 1 с
- Работа вахтой без опыта: вакансии на Севере от работодателя Где можно устроиться на работу вахтой
- Журнал регистрации приказов (скачать)
- Должностная инструкция главный бухгалтер относится колледж
- Что такое лизинг простыми словами — его виды, условия получения и отличия от кредита
- Налоговые органы российской федерации Функция налоговых органов в сфере налогообложения
- Совладелец крупнейшей российской сети «ЦентрОбувь» объявлен в федеральный розыск