Градостроительный кодекс рф. Территориальное планирование - его назначение. Виды документов территориального планирования Список использованных источников


  • ред. Федерального закона от 20.03.2011 №41-ФЗ]
  • 1. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
  • 2. Документы территориального планирования подразделяются на:
  • 1) документы территориального планирования Российской Федерации;
  • 2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;
  • 3) документы территориального планирования муниципальных образований.
  • 3. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.
  • ред. Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
  • 4. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).
  • (часть 4 в ред. Федерального закона от 30.12.2012 № 289-ФЗ)
  • 5. Подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее также - информационная система территориального планирования).
  • (часть 5 введена Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
  • 6. Подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
  • (часть 6 введена Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
  • 7. Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования (далее в целях настоящей главы - официальный сайт), не менее чем за три месяца до их утверждения.
  • (часть 7 введена Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
  • 8. Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 настоящего Кодекса об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.
  • (часть 8 введена Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
  • 9. Доступ к утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, документам территориального планирования субъектов Российской Федерации, документам территориального планирования муниципальных образований и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования должен быть обеспечен с использованием официального сайта соответственно уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в срок, не превышающий десяти дней со дня утверждения таких документов.
  • (часть 9 введена Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
  • 10. Схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, предусматривающие размещение линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. В иных случаях указанные схемы территориального планирования утверждаются на срок не менее чем десять лет.
  • (часть 10 введена Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
  • 11. Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.
  • (часть 11 введена Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
  • 12. Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
  • (часть 12 введена Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
  • 13. Требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
  • (часть 13 введена Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ)

Комментарий_

  • 1. Определение понятия территориального планирования содержится в п. 2 ст. 1 ГрК. Оно было обновлено со вступлением в силу Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ: территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
  • 2. Документы территориального планирования, в зависимости от уровня территорий, назначение которых определяется в них, подразделяются натри вида: документы территориального планирования РФ, документы территориального планирования субъектов РФ и документы территориального планирования муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов и т.п.).
  • 3. Документы территориального планирования носят нормативный характер и являются обязательными при осуществлении градостроительной деятельности. В связи с тем, что могут образоваться противоречия между документами территориального планирования субъектов РФ или муниципальных образований и документами территориального планирования РФ, законодательство установило приоритет последних.
  • 4. Первоначально при принятии ГрК планировалось запретить принятие органами государственной власти и местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования с 1 января 2010 года. В связи с этим ч. 1 ст. 3 ФЗ о введении в действие ГрК было установлено, что ч. 4 ст. 9 ГрК вводится с 1 января 2010 года. Однако из-за неподготовленности органов государственной власти и местного самоуправления, которыми не были в установленный срок утверждены документы территориального планирования, указанный срок продлен до 31 декабря 2012 года. Соответствующие изменения были внесены в ФЗ о введении в действие ГрК 20 марта 2011 года.

Поэтому в настоящее время до утверждения документов территориального планирования в целях резервирования земель для федеральных государственных нужд границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а в целях резервирования земель для государственных нужд субъектов РФ или муниципальных нужд границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального или местного значения утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ. Проекты границ зон планируемого размещения таких объектов до их утверждения подлежат согласованию в следующем порядке. Проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства федерального значения подлежит согласованию, если размещение такого объекта предполагается на земельном участке, который находится в собственности субъекта РФ или государственная собственность на который не разграничена, либо в муниципальной собственности. Проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства федерального значения направляется на согласование уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, на территории которого планируется размещение такого объекта капитального строительства.

Проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства регионального или местного значения подлежит согласованию, если предполагается размещение такого объекта на землях, находящихся в федеральной собственности. Проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства регионального или местного значения направляется на согласование уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Срок согласования не может превышать один месяц со дня направления проекта на согласование. Неполучение заключения на проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ от уполномоченного федерального органа исполнительной власти в установленный срок рассматривается как согласие таких органов с проектом.

В случае получения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ от уполномоченного федерального органа исполнительной власти мотивированного заключения о несогласии с проектом границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства регионального или местного значения уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ вправе принять решение о создании согласительной комиссии, максимальный срок работы которой не может превышать один месяц.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе утвердить проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства федерального значения при наличии вопросов, возникших в ходе согласования такого проекта и оставшихся несогласованными с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

В этот же период времени до утверждения документов территориального планирования муниципальных образований включение земельных участков в границы населенных пунктов или их исключение из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ в следующем порядке. Орган государственной власти РФ, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в его исключении из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт (если земельный участок расположен на межселенной территории - в орган местного самоуправления муниципального района), мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо о его исключении из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления заявления:

  • подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо его исключения из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в заявлении;
  • проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо о его исключении из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка (за исключением случаев включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования), по результатам которого готовит заключение о результатах проведенных слушаний. Исполнительный орган государственной власти субъекта

РФ в течение пяти рабочих дней с даты поступления указанных документов направляет их для согласования в:

  • уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, если предполагается включение земельных участков в границу населенного пункта либо исключение земельных участков из границы населенного пункта и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков, предоставленных воинским формированиям или органам, организациям, предприятиям, учреждениям, осуществляющим функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории РФ, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности;
  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение лесными участками (если указанные полномочия не переданы в соответствии с лесным законодательством, органу государственной власти субъекта РФ), в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда.

Срок согласования заявления о включении земельного участка в границы населенного пункта либо о его исключении из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка не может превышать один месяц с даты поступления документов в соответствующий орган. В случае непоступления в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ информации о согласовании заявления такое заявление считается согласованным с указанными органами, после чего исполнительный орган государственной власти субъекта РФ принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо о его исключении из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.

В принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта должно быть отказано, если:

  • федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка;
  • документами территориального планирования РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, утвержденными в установленном порядке, предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении;
  • в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ поступил в письменной форме мотивированный отказ вышеуказанных федеральных органов в согласовании заявления.

В принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта может быть отказано, если:

  • в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ от органа местного самоуправления поступило заключение о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта либо его исключения из границы населенного пункта и установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт;
  • заключение о результатах публичных слушаний содержит положение о несогласии лиц, участвовавших в проведении таких слушаний, с решением о включении земельного участка в границу населенного пункта либо о его исключении из границы населенного пункта и об установлении либо об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Помимо указанных оснований отказ в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо о его исключении из границы населенного пункта допускается по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) с указанием причин такого отказа.

В целях завершения работы по подготовке и утверждению документов территориального планирования органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливают для органов местного самоуправления сроки утверждения генеральных планов городских и сельских поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов. Например, муниципальным образованиям Ленинградской области постановлением Правительства Ленинградской области от

  • 04.03.2010 № 46 «О Концепции государственной жилищной политики Ленинградской области до 2015 года» рекомендовано завершить утверждение документов территориального планирования в течение 2010 года.
  • 5. Поскольку сроки разработки документов территориального планирования уже неоднократно переносились и опять «поджимают», законодатель, издав Федеральный закон от
  • 20.03.2011 № 41 -ФЗ, указал, на базе чего же именно надо разрабатывать документы территориального планирования. Так, комментируемая статья была дополнена частью 5, в которой четко указано, на базе чего необходимо разрабатывать документы территориального планирования: например, на базе приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ и т.д. Также при подготовке данных документов необходимо учитывать пожелания заинтересованных лиц.
  • 6. Части 7-9 ст. 9 ГрК, введенные Федеральным законом от
  • 20.03.2011 № 41-ФЗ, вступают в силу с 1 сентября 2011 года. Это обусловлено необходимостью создания информационной системы территориального планирования. Например, проект документа территориального планирования должен быть размещен натри месяца в сети «Интернет», чтобы желающие могли с ним ознакомиться. Доступ к уже утвержденным документам территориального планирования должен быть обеспечен в течение 10 дней в ИСТП.
  • 7. Установлены минимальные сроки действия утвержденных документов территориального планирования. Схемы территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных районов, предусматривающие размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, утверждаются на срок минимум 20 лет. В иных случаях указанные схемы территориального планирования утверждаются на срок минимум 10 лет.
  • 8. Генеральные планы поселений, городских округов утверждаются минимум на 20 лет.
  • 9. В то же время утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменения правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Это связано с необходимостью поддержания стабильности гражданско-правовых отношений. В противном случае все объекты, которые не вписываются по назначению в функциональные зоны, пришлось бы перепрофилировать или ликвидировать.

1. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в следующих случаях:

1) в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации планируется размещение объектов федерального значения на межселенной территории;

2) предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, земельных участков из земель лесного фонда;

3) на территории муниципального района находятся особо охраняемые природные территории федерального значения;

4) предусматривается размещение в соответствии с указанным проектом объектов местного значения муниципального района, которые могут оказать негативное воздействие на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

2. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится муниципальный район, в следующих случаях:

1) в соответствии с документами территориального планирования субъекта Российской Федерации планируется размещение объектов регионального значения на межселенной территории;

2) предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ таких населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения;

3) на территории муниципального района находятся особо охраняемые природные территории регионального значения.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

2.1. В случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1, пунктом 1 части 2 настоящей статьи, проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию в части определения функциональных зон, в которых планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, и (или) местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения. В случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1, пунктом 3 части 2 настоящей статьи, проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию в части возможного негативного воздействия планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района на особо охраняемые природные территории федерального значения, особо охраняемые природные территории регионального значения.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

3. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, в части возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района на социально-экономическое развитие таких поселений, возможного негативного воздействия данных объектов на окружающую среду на территориях таких поселений.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

4. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, имеющих общую границу с муниципальным районом, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований при установлении на их территориях зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым размещением объектов местного значения муниципального района, при размещении объектов местного значения муниципального района, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях этих муниципальных образований.

5. Иные вопросы, кроме указанных в частях 1 - 4 настоящей статьи вопросов, не могут рассматриваться при согласовании проекта схемы территориального планирования муниципального района.

6. Срок согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района не может превышать три месяца со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к указанному проекту и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится муниципальный район, органы местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, органы местного самоуправления муниципальных районов и органы местного самоуправления городских округов, имеющих общую границу с муниципальным районом.
(в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

7. В случае непоступления от указанных в части 6 настоящей статьи органов в установленный срок в орган местного самоуправления муниципального района заключений на проект схемы территориального планирования муниципального района такой проект считается согласованным с указанными органами.

8. Заключения на проект схемы территориального планирования муниципального района могут содержать положения о согласии с проектом схемы территориального планирования муниципального района или несогласии с таким проектом с обоснованием принятых решений.

9. В случае поступления от одного или нескольких указанных в части 6 настоящей статьи органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом схемы территориального планирования муниципального района с обоснованием принятых решений, глава местной администрации муниципального района в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования такого проекта принимает решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.

10. По результатам работы согласительная комиссия представляет главе местной администрации муниципального района:

1) документ о согласовании проекта схемы территориального планирования муниципального района и подготовленный для ее утверждения проект схемы территориального планирования муниципального района с внесенными в него изменениями;

2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.
(в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

11. Указанные в части 10 настоящей статьи документы и материалы могут содержать:

1) предложения об исключении из проекта схемы территориального планирования муниципального района материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования);
(в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

2) план согласования указанных в пункте 1 настоящей части вопросов после утверждения схемы территориального планирования муниципального района путем подготовки предложений о внесении в такую схему соответствующих изменений.

12. На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава местной администрации муниципального района вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта схемы территориального планирования муниципального района в представительный орган местного самоуправления муниципального района или об отклонении проекта схемы территориального планирования муниципального района и о направлении его на доработку.

1. Схема территориального планирования муниципального района содержит:

1) положение о территориальном планировании;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района;

3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях;

4) карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов).

2. Положение о территориальном планировании, содержащееся в схеме территориального планирования муниципального района, включает в себя:

2) параметры функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов), а также сведения о планируемых для размещения в указанных зонах объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения.

3. На указанных в пунктах 2 — 4 части 1 настоящей статьи картах соответственно отображаются:

1) планируемые для размещения объекты местного значения муниципального района, относящиеся к следующим областям:

а) электро- и газоснабжение поселений;

б) автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;

в) образование;

г) здравоохранение;

д) физическая культура и массовый спорт;

е) обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;

ж) иные области в связи с решением вопросов местного значения муниципального района;

2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях;

3) границы и описание функциональных зон, установленных на межселенных территориях, с указанием планируемых для размещения в этих зонах объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и (или) местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

3.1. Обязательным приложением к схеме территориального планирования муниципального района являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления муниципального района также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов. Формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

4. К схеме территориального планирования муниципального района прилагаются материалы по ее обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

5. Материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района в текстовой форме содержат:

1) сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов местного значения;

2) обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения муниципального района на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;

3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района на комплексное развитие соответствующей территории;

4) утвержденные документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на межселенных территориях объектов федерального значения, объектов регионального значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;

5) перечень земельных участков, расположенных на межселенных территориях и включаемых в границы населенных пунктов или исключаемых из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования;

6) перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на межселенных территориях в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

6. Материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района в виде карт отображают:

1) границы поселений, входящих в состав муниципального района;

2) границы населенных пунктов, входящих в состав муниципального района;

3) объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов местного значения муниципального района, объектов федерального значения, объектов регионального значения, в том числе:

а) планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации;

б) особые экономические зоны;

в) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;

г) территории объектов культурного наследия;

д) зоны с особыми условиями использования территорий;

е) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

ж) иные объекты, иные территории и (или) зоны;

4) границы лесничеств.

Комментарий к Ст. 19 ГрК РФ

Нормативное содержание схем территориального планирования муниципального района следует общим положениям о содержании схем территориального планирования Российской Федерации, субъектов РФ и других, установленных статьями данной главы.

Понятие муниципального района установлено ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с указанным Законом муниципальный район — это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Конкретное определение схем территориального планирования муниципального района, установленное п. 1 комментируемой статьи, следует целям планирования на данном уровне, и прежде всего это размещение объектов, имеющих значение для муниципального района и необходимых для осуществления основных полномочий соответствующих органов местного самоуправления.

Следует обратить внимание на то, что Федеральный закон «Об электроэнергетике» расшифровывает понятие объекта электроэнергетики, указанного в комментируемой статье. В соответствии с указанным Законом объекты электроэнергетики — имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.

Помимо рассмотренного понятия, Федеральный закон «Об электроэнергетике» установил также понятие объектов электросетевого хозяйства, под которыми понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование. Совокупность производственных и иных имущественных объектов электроэнергетики, связанных единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, составляет единую энергетическую систему Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Законодательством установлено также понятие региональной системы газоснабжения. Региональная система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа независимо от Единой системы газоснабжения, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях. Региональная система газоснабжения является основной системой газоснабжения территорий соответствующих субъектов РФ; ее деятельность контролируется уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Организация — собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.

Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Второй комментарий к Статье 19 Градостроительного кодекса

1. Часть 1 комментируемой статьи определяет содержание схемы территориального планирования муниципального района, которая должна содержать положение о территориальном планировании и графические материалы:

1) карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района;

2) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях;

3) карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов).

В ст. 2 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» межселенная территория определяется как территория, находящаяся вне границ поселений.

В случае отсутствия в границах муниципального района территории, находящейся вне границ поселений, схема территориального планирования муниципального района должна содержать только карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет содержание положения о территориальном планировании, которое должно содержать:

1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования поселения, межселенной территории, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;

2) параметры функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов), а также сведения о планируемых для размещения в указанных зонах объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения.

В случае отсутствия в границах муниципального района территории, находящейся вне границ поселений, положение о территориальном планировании должно содержать только сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, их местоположение, а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

Местоположение объектов местного значения, планируемых к размещению на территории поселения в составе муниципального района и на межселенной территории, определяется с различной точностью.

На территории поселения местоположение объекта определяется с точностью до населенного пункта, в то время как на межселенной территории — до функциональной зоны. Функциональная зона может располагаться в том числе в границах населенного пункта, расположенного на межселенной территории.

Уточнение местоположения объекта местного значения на территории поселения до функциональной зоны осуществляется при подготовке генерального плана поселения.

Следует отметить, что ранее в содержание положения о территориальном планировании включались цели и задачи территориального планирования. Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части вопросов территориального планирования» цели и задачи из содержания положения были исключены.

Э.К. Трутнев, директор направления «Реформы в сфере недвижимости» Фонда «Институт экономики города», комментируя положения ГрК РФ, негативно оценивает вышеуказанное изменение. По мнению эксперта, основной причиной исключения целей и задач из содержания положения о территориальном планировании стало восприятие территориального планирования как сугубо технологических действий — планирования размещения объектов по преимуществу. Технологические действия — это то, что «в конце», это то, что не может и не должно вырабатывать свои собственные смыслы, а должно только воспринимать смыслы «извне» (из стратегического планирования) и воплощать их посредством механистического «проецирования». Технологические действия как то, что «в конце», не могут обладать спецификой в части целеполагания, не могут сами себе ставить цели и задачи. Аргументируя необходимость целей и задач в содержательной части документов территориального планирования, Э.К. Трутнев отмечает, что территориальное планирование не может быть пассивным ретранслятором неких внешних «внетерриториальных и внепространственных» решений, не может быть предназначено исключительно для механистического отображения в виде «проекций» решений, выработанных в рамках стратегического планирования, где не может быть в принципе параметрического моделирования (в силу того, что у стратегического планирования иные цели, иные методы и иные технологии, использование которых указанные вопросы не решает и не может решать в принципе).
———————————
См.: Трутнев Э.К. Комментарий к Градостроительному кодексу РФ в части института территориального планирования, измененного Федеральным законом «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части вопросов территориального планирования» от 20.03.2011 N 41-ФЗ. М., 2011.

Представляется, что вышеуказанную позицию применительно к документам территориального планирования разделял и ныне упраздненный Минрегион России. Так, Методическими рекомендациями по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов РФ, утв. Приказом Минрегиона России от 19 апреля 2013 г. N 169, в целях обоснования выбранного варианта размещения объектов регионального значения рекомендовано выполнять как самостоятельную научно-исследовательскую работу концепцию пространственной организации территории либо разрабатывать в составе материалов по обоснованию проектов таких схем концепцию пространственного (градостроительного) планирования.

Задача градостроительных обоснований заключается в привязке приоритетных направлений социально-экономического развития к территории в виде объектов на основе сбалансированного учета экологических, экономических и социальных факторов (фундаментальные внешние условия и ограничения) и формирования безопасных, благоприятных условий жизнедеятельности человека (т.е. структурирование территории по приоритетным видам использования).

Реализация вышеуказанных принципов обеспечивается формированием системы экономического, социального и экологического каркасов территории на основе сбалансированного учета фундаментальных внешних условий и ограничений развития территории.

В целях структуризации и унификации информации об объектах федерального, регионального и местного значения, необходимых при подготовке и использовании документов территориального планирования, Приказом Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 г. N 793 утверждены требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения подлежат применению:

— при подготовке и внесении изменений в документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований;

— при создании и ведении государственных и муниципальных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;

— при организации информационного взаимодействия различных информационных систем с целью решения вопросов, связанных с развитием территорий на государственном и муниципальном уровне.

Для обеспечения информационного взаимодействия государственных и муниципальных информационных систем, содержащих информацию о состоянии, ограничениях использования и развитии территорий, и интеграции этой информации в ФГИС ТП устанавливаются требования к описанию и отображению пространственных данных, входящих в состав информации, указанной в ч. 2 ст. 57.1 ГрК РФ, а также перечень слоев пространственных данных (объектов), структура атрибутивных данных и справочников.

Следует отметить, что в пояснительной записке к проекту вышеуказанного Приказа приводится разъяснение о том, что координатное расположение (привязка) условных обозначений планируемых объектов на картах не может однозначно применяться при подготовке координатного описания проектов границ земельных участков для этих объектов. Уточнение местоположения планируемых к размещению объектов должно осуществляться на этапах реализации документов территориального планирования посредством подготовки градостроительной и землеустроительной документации.
———————————
См.: проект Приказа Минэкономразвития России «Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения» // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: regulation.gov.ru/projects#npa=56052 (дата обращения: 28.02.2017).

3. Частью 3 комментируемой статьи установлено, что на картах схемы территориального планирования муниципального района отображаются:

— планируемые для размещения объекты местного значения муниципального района;

— границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях;

— границы и описание функциональных зон, установленных на межселенных территориях, с указанием планируемых для размещения в этих зонах объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и (или) местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

Часть 3 комментируемой статьи также содержит открытый перечень областей, к которым должны относиться планируемые для размещения объекты местного значения.

При этом согласно п. 21 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» объекты здравоохранения являются необходимыми для осуществления полномочий органов государственной власти субъекта РФ. Таким образом, в соответствии с критериями отнесения к объектам местного значения, закрепленными в п. 20 ст. 1 ГрК РФ, объекты здравоохранения по общему правилу имеют региональное значение и подлежат отображению на схемах территориального планирования субъектов РФ.

Исключением является установленный ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» случай, когда отдельные полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья передаются ими для осуществления органам местного самоуправления и оказание медицинской помощи гражданам осуществляется медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения.

Схема территориального планирования муниципального района наравне с государственным кадастром недвижимости (с 1 января 2017 г. — единым государственным реестром недвижимости) является легитимным источником сведений об установленных границах населенных пунктов.

Пример: Арбитражный суд Северо-Западного округа при проверке законности обжалуемых судебных актов в кассационном порядке установил, что суды в обоснование своей позиции ссылаются на дежурную карту города с установленными границами населенного пункта относительно автомобильных дорог. По мнению кассационной инстанции, названная позиция является необоснованной, поскольку не соответствует требованиям ГрК РФ, а ссылка судов на дежурную карту города с установленными границами относительно автомобильных дорог без привязки к карте границ населенного пункта, указанной в соответствующей схеме территориального планирования, не может быть признана надлежащим доказательством (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 августа 2015 г. по делу N А21-2026/2014).

Сведения о планируемых для размещения в функциональных зонах объектах федерального и регионального значения приводятся на основании документов территориального планирования РФ и субъекта РФ.

Согласно ч. 5 ст. 9 ГрК РФ подготовка документов территориального планирования осуществляется в том числе на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов РФ, с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, решений органов государственной власти, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения.

Таким образом, сведения о планируемых для размещения в функциональных зонах объектах федерального и регионального значения могут быть получены из вышеуказанных документов стратегического планирования.

Представляется, что стратегии, проекты и программы могут выступать источниками сведений об объектах федерального и регионального значения, подлежащих отображению на картах схемы территориального планирования муниципального района, только в случае, когда в таких документах содержатся сведения о местоположении планируемых объектов (например, до населенного пункта).

Если в документе стратегического планирования не указано конкретное местоположение объекта или дано примерное либо вариантное местоположение, такой объект при отсутствии соответствующих сведений в документах территориального планирования РФ или субъекта РФ не может быть отображен на картах утверждаемой части схемы территориального планирования муниципального района.

Пример: Судебная коллегия по административным делам ВС РФ, рассматривая административное дело о признании не действующей в части Схемы территориального планирования Партизанского муниципального района, утвержденной решением Думы Партизанского муниципального района Приморского края от 27 декабря 2010 г. N 207 «Об утверждении Схемы территориального планирования Партизанского муниципального района», в редакции решения Думы Партизанского муниципального района Приморского края от 27 марта 2015 г. N 162, установила, что на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Правительством РФ не принято решение о создании ТОСЭР «Нефтехимический», отображенной на входящих в состав схемы территориального планирования Партизанского муниципального района картах, ее границы не определены; доказательств включения ТОСЭР «Нефтехимический» в документы территориального планирования РФ в материалы дела не представлено. Руководствуясь вышеизложенным, коллегия определила признать не действующей со дня принятия схему территориального планирования Партизанского муниципального района в части размещения на картах схемы территориального планирования Партизанского муниципального района «Карта функционального зонирования территории. Карта планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения» (приложение N 2), «Проектный план» (приложение N 3), «Схема развития транспортной и инженерной инфраструктуры» (приложение N 5) объекта иного значения «ТОСЭР «Нефтехимический» (см. Апелляционное определение ВС РФ от 23 июня 2016 г. N 56-АПГ16-7).

При наличии предложений по размещению таких объектов они могут быть отображены на картах материалов по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района.

В случае отсутствия в границах муниципального района территории, находящейся вне границ поселений, на картах схемы территориального планирования муниципального района отображаются только планируемые для размещения объекты местного значения муниципального района.

Согласно п. 5.3.1 «СП 47.13330.2012 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96», утв. Приказом Госстроя России от 10 декабря 2012 г. N 83/ГС, территориальное планирование выполняют с применением топографических карт и планов (в цифровом и графическом видах), материалов инженерных изысканий и дистанционного зондирования Земли для разработки схем территориального планирования муниципальных районов — на основе топографических карт в масштабах 1:50 000, 1:25 000.

4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что к схемам территориального планирования муниципального района должны прилагаться материалы по их обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

В пояснительной записке, обосновывающей решения схемы территориального планирования муниципального района, приводятся в том числе сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования, для реализации которых осуществляется создание объектов местного значения.

Соответствующие сведения приводятся при их наличии, а значит, подготовка схемы территориального планирования муниципального района может осуществляться в отсутствие вышеуказанных планов и программ.

Следует отметить, что по вопросам принятия планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований подлежит применению ФЗ «О стратегическом планировании в РФ», согласно которому к полномочиям органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования относятся:

— определение долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития РФ и субъектов РФ;

— разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления;

— мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами местного самоуправления;

— иные полномочия в сфере стратегического планирования, определенные федеральными законами и муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 33 ст. 3 ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» под стратегией социально-экономического развития муниципального образования понимается документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период.

А.В. Мадьярова полагает, что в муниципальных нормативных правовых актах понятия «план комплексного социально-экономического развития муниципального образования» и «программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования» могут использоваться в качестве идентичных (однозначных) соответственно понятиям «план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования» и «стратегия социально-экономического развития муниципального образования» . По мнению эксперта, в данном случае в муниципальном образовании не требуется принятие отдельных документов в качестве плана комплексного социально-экономического развития муниципального образования и программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования, помимо стратегии социально-экономического развития и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования.
———————————

1. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

2. Документы территориального планирования подразделяются на:

1) документы территориального планирования Российской Федерации;

2) документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации;

3) документы территориального планирования муниципальных образований.

3. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Наличие утвержденного документа территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или подготовка проекта данного документа не препятствует подготовке и утверждению документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, а также внесению изменений в утвержденные в соответствии с настоящим Кодексом документы территориального планирования субъекта Российской Федерации.

3.2. Документы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с утвержденными документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации в случае, если размещение объектов регионального значения, предусмотренных документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, препятствует размещению объектов регионального значения, предусмотренных документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации. До приведения документов территориального планирования субъекта Российской Федерации в соответствие с утвержденными документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации документы территориального планирования субъекта Российской Федерации не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, со дня утверждения.

3.3. Документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документам территориального планирования субъекта Российской Федерации, со дня утверждения.

4. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения, подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом отображению в документах территориального планирования, и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель или земельных участков, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. При подготовке и утверждении документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и при внесении в указанные документы территориального планирования изменений не допускается включать в указанные документы положения о территориальном планировании, реализация которых приведет к невозможности обеспечения эксплуатации существующих или планируемых для размещения объектов федерального значения.

4.2. При подготовке и утверждении документов территориального планирования муниципальных образований и при внесении в указанные документы территориального планирования изменений не допускается включать в указанные документы положения о территориальном планировании, реализация которых приведет к невозможности обеспечения эксплуатации существующих или планируемых для размещения объектов регионального значения.

5. Подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее также - информационная система территориального планирования).

6. Подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования субъекта Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования (далее в целях настоящей главы - официальный сайт), не менее чем за три месяца до их утверждения.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со , , и настоящего Кодекса об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Доступ к утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, документам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документам территориального планирования субъекта Российской Федерации, документам территориального планирования муниципальных образований и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования должен быть обеспечен с использованием официального сайта соответственно уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в срок, не превышающий десяти дней со дня утверждения таких документов.

14. Не осуществляется внесение изменений в схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов в случаях изменения местоположения существующих объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения муниципального района вследствие изъятия земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд в границах тех же муниципальных образований, населенных пунктов, на территориях которых расположены изымаемые земельные участки, изменения местоположения планируемых для размещения объектов федерального значения, регионального значения или местного значения муниципального района в границах тех же муниципальных образований, населенных пунктов, на территориях которых планировалось размещение таких объектов, а также в случае изменения наименований муниципального образования, населенного пункта, в том числе в связи с их преобразованием, либо в случае изменения наименований объектов федерального значения, регионального значения или местного значения муниципального района, если это не приводит к изменению их назначения, основных характеристик или местоположения.

Выбор редакции
Инвестиционные проекты можно оценивать по многим критериям — с точки зрения их социальной значимости, масштабам воздействия на окружающую...

Неофициальная редакция ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ПРИМЕНЕНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН В...

Сдавайте отчетность быстро, удобно и без ошибок Сервис "1С-Отчетность" встроен в программы 1С. Все действия с отчетностью производятся в...

Вахтовый метод работы - не самый легкий, но порой он кажется единственным способом поддержать семью и заработать приличные деньги....
Фиксация и учет всех приказов, изданных по организации, ведется в специальном журнале регистрации. В статье рассказывается, как правильно...
Должностная инструкция главного бухгалтера служит для определения спектра отношений топ-менеджера с руководством, своими подчиненными и...
Лизингодатель – это один из участников договора лизинга, который приобретает в собственность необходимое имущество (оборудование,...
Налоговая система - важнейшая составляющая национальной экономики любого государства. Каковы ее особенности в России? Каковы функции,...
МВД не назвало имя фигуранта дела, однако СМИ сообщили, что речь действительно идет об акционере компании Сергее Ломакине. Дело связано с...