Сироты до Путина или сколько сирот в России. Когда увеличат пенсии и предоставят льготы «детям войны»? Как дети находили родителей после вов


В тюрьму - за полтора килограмма картошки

В 1920-е - 1940-е гг. под беспризорностью понималось "отсутствие у детей и подростков постоянного места жительства, семейного или государственного попечения, систематического воспитательного воздействия, определенных занятий в результате утраты родителей, потери связи с ними, бегства из воспитательного учреждения" 1 . Безнадзорностью считалось отсутствие родительского контроля за поведением ребенка, его учебой, досугом. В довоенные годы знаковым стало постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности" от 31 мая 1935 г. В военные годы ситуация резко обострилась, власти отреагировали сначала постановлением ЦК ВЛКСМ "О мерах комсомольских организаций по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью" (7 августа 1942 г.), а затем постановлением СНК СССР "Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством" (15 июня 1943 г.).

Во исполнение поставленных в этих документах задач в составе НКВД СССР, УНКВД краев и областей, в союзных и автономных республиках приказом НКВД СССР от 21 июня 1943 г. были созданы отделы по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. В 1943 г. в стране уже насчитывалось более 700 детских комнат привода (туда доставляли задержанных на улице за бродяжничество и правонарушения детей), к концу войны комнат было более тысячи.

Масштаб проблемы был огромным. В Центральном военно-справочном детском столе в Бугуруслане к моменту окончания войны было поставлено на учет около 2,5 млн детей, оставшихся без попечения родителей. В эту цифру, заметим, "не включены дети, сданные матерями-одиночками или многодетными родителями в детские учреждения, сироты, сохранившие связи с родными, и ряд других категорий" 2 .

Переполненные детские приемники-распределители не справлялись со своими задачами, мест в детских домах катастрофически не хватало, поэтому ребят часто выпускали под подписку о невыезде, и они снова бродяжничали. Зачастую только после многократного задержания беспризорников удавалось пристроить: в лучшем случае - в детские дома, в худшем - в колонии для несовершеннолетних. Первое место среди совершенных ими преступлений занимали кражи. "Судебно-следственные органы выносили голодным и бездомным подросткам самые суровые приговоры за мелкое воровство. Так, И. Бабич (1930 г.р.) и Ю. Садовский (1931 г.р.) были осуждены в ноябре 1945 года один за кражу 1,5 кг картошки, другой - 1,5 кг сахара. Т. Пшеничнова (1929 г.р.) в декабре 1945 года за кражу 4 кг картошки с колхозного поля, П. Иващенко (1930 г.р.) за то, что собрал на железнодорожных путях 5 кг угля" 3 .

Но даже те дети, которых удавалось устроить в детские дома, часто сбегали оттуда из-за невыносимых условий проживания, и все начиналось сначала. Центральный детский приемник-распределитель (ДПР), располагавшийся в московском Даниловском монастыре, был плохо оснащен - не хватало мебели, обуви, одежды, из-за чего дети часто спали на полу и не могли выходить на прогулку. Доходило до совсем печальных и абсурдных ситуаций. Сотрудники ДПР обязаны были выдавать изъятым с улицы детям нательную и верхнюю одежду. Но поскольку ее не хватало, то, эвакуировав детей в детские дома, у них забирали одежду и возвращали ее обратно в ДПР даже зимой, оставляя детей в нижнем белье или лохмотьях.

Остро стояла проблема беспризорников и в Горьковской области. Бюро горкома ВКП(б) г. Горького приняло весной 1946 г. целый ряд решений 4 . Архивные документы позволяют воссоздать основные этапы борьбы с беспризорностью. На первом этапе беспризорных и безнадзорных детей нужно было выявить. Потом выяснялись причины беспризорности или безнадзорности. На завершающем этапе предпринимались меры для устранения этих причин и устройства дальнейшей судьбы детей.

Не пошли в школу из-за отсутствия одежды

Согласно "Справке о состоянии борьбы с беспризорностью и безнадзорностью по г. Горькому" 5 , в сентябре 1945 г. свыше 5000 детей школьного возраста не явилось в школу. Проводилась поквартирная проверка во всех районах с целью выявления и устранения причин, мешающих детям посещать школу. Причин оказалось немало: около 1000 учащихся были задержаны на сельхозработах; 1300 ребят не посещали школу по состоянию здоровья - им была оказана медицинская помощь, также было решено предоставить возможность вновь ходить в школу 496 детям, ранее отчисленным из школ. Многие дети не пошли в школу из-за отсутствия одежды, обуви, канцелярских принадлежностей. "Большую роль в осуществлении всевобуча и борьбе с безнадзорностью детей сыграла материальная помощь, оказанная по линии шефствующих организаций и исполкомов райсоветов нуждающимся детям - только с 1 по 25 сентября было выдано 2968 пар обуви, 200 костюмов, 145 платьев и свыше 2,5 тыс. деньгами" 6 . Часть старших подростков была трудоустроена, младшие дети направлены в детские дома, интернаты и дома дневного пребывания.

Таким образом, уже осенью победного 1945-го случаи детского нищенствования и нарушения общественного порядка на некоторое время заметно сократились, но решить проблему не удалось. 12 марта 1946 г. в решении бюро горкома ВКП(б) приводилась неутешительная статистика по беспризорности и безнадзорности в Горьком и отмечалось, что "все это явилось следствием того, что отделы народного образования, директора школ и учительство слабо ведут профилактическую работу по предупреждению безнадзорности детей, неудачно организован досуг учащихся... Городское управление и районные отделения милиции ограничиваются формальной регистрацией приводов детей и подростков, не выявляя и не анализируя действительных причин, порождающих безнадзорность... Городская комиссия по борьбе с безнадзорностью и беспризорностью детей... бездействует, неудачно работают и комиссии при райисполкомах: не занимаются трудоустройством подростков, не проявляют должной заботы о содержании детских комнат при отделениях милиции, не мобилизуют общественность для работы в них" 7 .

В документе был намечен ряд мер для исправления создавшегося положения 8 , в том числе обеспечение в каждой школе систематической работы с учащимися, организация досуга детей (спортивные секции, экскурсии, лекции, посещение кино и театров), помощь учителям в этом вопросе, массовая кружковая работа домов пионеров и других детских учреждений, шефство предприятий над детскими внешкольными учреждениями, шефство лучших комсомольцев над безнадзорными детьми, пропаганда среди родителей, организация детских комнат. Этот документ стал отправной точкой масштабных мероприятий, результат которых стал заметен в Горьком уже во второй половине марта, но был не очень стабильным: число задержанных детскими комнатами детей значительно снизилось, но уже летом снова поднялось: из них в январе 1946 г. учащиеся составили 34%, а в июне - уже 47% 9 .

В трудное послевоенное время была проведена колоссальная работа по ликвидации детской беспризорности и по ее профилактике 10 . Но слишком масштабными и сложными были причины беспризорности и безнадзорности как социального явления в непростом 1946 г., чтобы их можно было побороть с помощью официальных постановлений. Справиться с детской бедой удалось лишь спустя несколько лет, по мере налаживания послевоенной мирной жизни.

Примечания
1. Семина Н.В. Борьба с детской беспризорностью в 1920е-1940е годы в России. Автореф. дис. ... к.и.н. Пенза, 2007.
2. Зезина М.Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР // Педагогика. 2000. N 3. С. 60.
3. Зезина М. Без семьи. Сироты послевоенной поры. // Родина. 2001. N 9. С. 85.
4. 12 марта "Об усилении воспитательной работы с детьми и о мерах борьбы с беспризорностью и безнадзорностью в городе", 10 мая "О плане мероприятий по работе с детьми в летний период 1946 года", 15 апреля и 24 мая "Об обслуживании пионеров и школьников города пионерскими лагерями и оздоровительными площадками летом 1946 года".
5. Государственный общественно-политический архив Нижегородской области (ГОПАНО). Ф. 30. Оп. 1. Д. 3196.
6. Там же. Л. 7.
7. ГОПАНО. Ф. 30. Оп. 1. Д. 3100. Л. 46-47.
8. Там же. Л. 46-49.
9. ГОПАНО. Ф. 30. Оп. 1. Д. 3196. Л. 52 Об.
10. Семина Н.В. Борьба с детской беспризорностью в 1920-е-1940-е годы в России (на примере Пензенского региона). Дис. к.и.н. Пенза, 2007. С. 230.

Балеу Дарья Игоревна

Руководитель проекта:

Киреева Елена Владимировна

Учреждение:

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №2" г. Горячий Ключ

В исследовательской работе по истории "Сироты военного времени 1941-1945 г.г. " отражены данные о сиротах военного и послевоенного времени. Исследование проведено после прочтения дневника Тани Савичевой, девочки которая увидела самые страшные дни блокадного Ленинграда.

Своей исследовательской работой по истории я напомнила себе и моим сверстникам о детском подвиге, об истинных ценностях. Материал о сиротстве в военные и послевоенные годы я находила в музее, из статей, в сети Интернет.

Введение
1. Дети войны
2. Послевоенный период
3. Дети в Горячем Ключе
Итог
Источники информации

Введение

Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг белела мгла.
Там были женщины и дети
И эта девочка была.

Сперва велели всем раздеться,
Потом ко рву всем стать спиной,
Но вдруг раздался голос детский.
Наивный, тихий и живой:
«Чулочки тоже снять мне дядя? » -
Не упрекая, не грозя
Смотрели, словно в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.

«Чулочки тоже! »
Но смятением на миг эсэсовец объят.
Рука сама собой в мгновенье
Вдруг опускает автомат.
Он словно скован взглядом синим,
Проснулась в ужасе душа.
Нет! Он застрелить ее не может,
Но дал он очередь спеша.
Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат! Что если б дочка
Твоя вот так же здесь легла?
И это маленькое сердце
Пробито пулею твоей!
Ты – Человек, не просто немец!
Но ты ведь зверь среди людей!
… Шагал эсэсовец угрюмо
К заре, не поднимая глаз.
Впервые может эта дума
В мозгу отравленном зажглась.
И всюду взгляд светился синий,
И всюду слышалось опять
И не забудется поныне:
«Чулочки, дядя, тоже снять? »

Э. Асадов



Дети войны – жертвы войны. Жертвы, на мой взгляд, самые не защищённые. За годы великой отечественной войны, по разным оценкам, погибло более 28 миллионов наших соотечественников, в том числе, 13 миллионов детей.

Тринадцать миллионов маленьких человечков, которые верили в чудеса, которые, как и мы, учились в школе, которые мечтали стать врачами и первооткрывателями, которые только-только появились на свет и были растерзаны войной познав лишь улыбку мамы.

Данное исследование проведено мною под впечатлением от прочтения дневника Тани Савичевой , девочки которой довелось увидеть самые страшные дни блокадного Ленинграда, увидеть смерти самых близких ей людей и самой умереть от истощения.

Задумываясь о том, что судьба Тани Савичевой находит отражение в миллионах таких же детских судеб становится жутко, становится страшно и непонятно как и зачем столько взрослых убили столько детей.

На хрупкие плечи тех детей, кому удалось выжить легли самые страшные испытания, и преодоление этих испытаний есть самый настоящий подвиг, помнить и рассказывать о котором – наш долг .

Цель моего исследования – освещение вопроса сиротства в военные и послевоенные годы, напоминание себе и моим сверстникам о детском подвиге тех лет и о истинных ценностях.

Сегодня страшное слово «сиротство » носит единичный характер и многие из нас даже представить себе не могут, с чем сталкиваются дети, лишившиеся родительской опеки.

Дети, оставшиеся без родителей в период войны, были навсегда лишены детства. То жестокое и беспощадное время заставило их в один миг повзрослеть.

Сотни тысяч мальчишек и девчонок для того, чтобы попасть на фронт прибавляли к своему возрасту год или два. Ребята в возрасте 8 – 10 лет наравне со взрослыми работали на заводах, многие оказывали существенную помощь партизанам.

Дети участвовали в разведке, в подрывах железнодорожных путей, помогали пленным бежать из концлагерей. По рассказам очевидцев тех событий написано немало повестей о недетском подвиге.

Наиболее известными героями того времени стали Володя Казьмин, Юра Жданко, Лёня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Таня Морозова, Витя Коробков, Зина Портнова. Многие ребята были удостоены звания Героя Советского Союза.

Послевоенный период

Но, к счастью, в 1945 году война над фашистскими захватчиками закончилась, и для обескровленных, осиротевших детишек начались новые испытания, связанные с поиском выживших родных, поиском нового дома.

После Великой Отечественной войны в Центральном адресно-справочном детском столе, находившемся в Бугуруслане Чкаловской области, было поставлено на учет около двух с половиной миллионов детей, которые разыскивали своих родителей или родственников. Но даже эта цифра не полностью отражала масштабы детского сиротства послевоенных лет .


Из-за большого количества детей, все приюты были переполнены . Спальных мест не хватало, дети спали по несколько человек в одной кровати, одежда и еда также доставалась не всем.

От голода детские дома спасались подсобными хозяйствами, где всю работу выполняли сами воспитанники. В последующем, детские дома стали работать как школы-интернаты , дающие воспитанникам военное или профессиональное образование.

Следует отметить, что в послевоенные годы количество детей-сирот увеличивалось . Этот факт объясняется тем, что в 1946 году ряд регионов страны охватил голод, и родители зачастую были не в состоянии прокормить своих детей.

С целью спасения от голодной смерти, дети отдавались в детские дома. Многие родители не забирали своих детей обратно, так как сами умерли либо от голода, либо от болезней.


В одном женском монастыре выбирали игуменью. Старая игуменья умерла, а новую надо было выбрать самим сестрам. Были предложены кандидатуры трех […]

В одном женском монастыре выбирали игуменью. Старая игуменья умерла, а новую надо было выбрать самим сестрам. Были предложены кандидатуры трех монахинь, которые, по мнению сестер, достойны были занять место игуменьи.

– Никому не скажешь, чего открою тебе?
– Никому, – отвечает сестра.
– Слушай, игуменья будет та, – сказал он тихо, – которая будет иметь один голос.
– Как так? – удивилась сестра.
– Вот увидишь, – сказал старец и пошел в свою келию.

Действительно, когда подсчитали голоса, то оказалось, что за двух сестер было подано по 50 голосов, то есть поровну, а за третью – всего один голос. Не зная, что теперь делать, сестры решили вынуть жребий. Они написали три бумажки с именами прежних кандидаток, положили их в клобук и попросили маленькую девочку вынуть одну бумажку.

И что вы думаете?

Девочка вынула бумажку с именем сестры,
получившей на выборах всего один голос.

Вот как действует и избирает Бог. Люди избирают человека в большинстве случаев по внешним качествам, они смотрят на лицо, Бог избирает по внутренним качествам, Бог зрит на сердце человека.
Так не смущайся, раб Христов, когда ты видишь, что тебя никто не защищает из людей. И ты сам не старайся искать себе сторонников, которые бы за тебя заступились в трудную минуту.

Но ищи себе опоры в Боге. Он Один постоит за тебя в правом деле твоем, и, если еще медлит заступиться за тебя, ты все равно верь, что окончательная победа будет за тобой, хотя и никто из людей тебя не поддерживал бы.

И вот эта игуменья, которую выбрал «один голос», потом творила великие добрые дела. Так, например, в последнюю (Великую Отечественную. – Примеч. ред.) войну она со своими сестрами спасла более трехсот малых детей. Эти малютки были силой отняты у матерей гитлеровцами, которые хотели увезти их в Германию. Однако им этого не удалось сделать. Советские войска перешли в наступление, и гитлеровцы бросили детей на одном из глухих полустанков Украины. Была зима, суровые морозы. Жители все скрывались по лесам, и дети мерзли и умирали от голода.

Игуменье, которую звали Павлина, кто-то сказал, что в тридцати километрах от монастыря погибают дети.

Недолго думая, мать Павлина с сестрами обители взяла провизию и отправилась пешком к полустанку. Каждую минуту могли нагрянуть немцы и убить сестер, но они шли и шли, не обращая внимания на опасность. Когда они добрались до эшелона, в котором были дети, то ужаснулись: ребятишки кричали и плакали, зовя на помощь своих мам.

Те, которые побольше, вылезли наружу, рваные и голодные. Они замерзли на снегу, не имея сил забраться в вагоны. А малые детишки, лет четырех-шести, не вылезали из вагона. Они от голода и холода умирали на дощатых нарах, лежа на сырой и грязной соломе. На весь длинный эшелон слышались одни вопли, плач и стоны умирающих детей.

Мать Павлина со своими сестрами поспешила к ним на помощь. «Мама! Мама! Милая мама!» – закричали в один голос дети, увидев сестер, подбежавших к вагонам. Какая же радость, растворенная плачем, посетила души этих малых страдальцев, когда увидели они ласковые лица сестер и принесенные им хлеб и продукты. Дети плакали, особенно девочки, они обнимали и целовали монахинь, видя их материнскую заботу. Плакали и сестры, сочувствуя горю несчастных детей, брошенных на произвол судьбы.

Сестры всех накормили, приласкали и повели детей в свой монастырь. Тех, которые не могли идти, несли на руках. С большим трудом добрались они до своей обители, приютили детей, где только могли, в своих убогих помещениях, помыли их, одели и затем воспитывали их у себя с материнской заботой и любовью.

Кончилась война. Дети были переведены в детские дома и приюты разных городов. Сколько было слез и плача при расставании! Многие дети совсем не хотели уходить из монастыря, полюбив сестер своими детскими благодарными сердцами.

Прошло несколько лет. В монастырь стали поступать письма благодарности от взрослых ребят и девушек. Они уже учились в вузах, многие из них стали инженерами, техниками, врачами. И мать Павлина, получая эти письма, радовалась со своими сестрами и благодарила Бога, что Господь помог им сотворить такое доброе дело”.

Найдено в Интернете.

Вконтакте


Эти события происходили в детском доме в годы войны. В январе 1944 года я оказался в детском доме города Кромы Орловской области.

В Брянской области было широко развернуто партизанское движение. Партизаны не давали войскам фашистов покоя, в большинстве сел и деревень области постоянно шли бои.От боевых действий страдало и мирное население. Во время одного из боев в июне погибла и наша мама. Мы, я и мои две несовершеннолетние сестры, остались сиротами, мне исполнилось одиннадцать лет. Армия генерала Батова и дивизия, в которой воевал мой отец, принимала участие в освобождении Брянской области. Отцу дали пять дней отпуска, чтобы он мог определить детей - меня в детский дом, среднюю дочь в ремесленное училище.

Я уже начал учиться в сентябре месяце во втором классе сельской школы, как в январе 1944 года меня отправили в детский дом районного городка Кромы. До войны в здании детского дома располагалась детская колония, и колонисты оставили у горожан не самые лучшие воспоминания. Поэтому жители городка перенесли свое прежнее отношение и к новым обитателям детского дома.

Мне хотелось бы вспомнить о питании в детском доме. Все дети испытывали постоянный голод днем и ночью. Поэтому основным смыслом нашей жизни в это время было найти что-нибудь съестное, чтобы заглушить этот страшный голод. Изобретательность наша была неимоверна. Как-то идя из школы мы увидели, что из одинокого амбара разгружают чечевицу для кормления птицы. Уже вечером амбар был обследован на предмет добычи из него этого зерна. Амбар стоял на нескольких столбах и был обшит снизу досками. Мы проделали лаз между столбами, подлезли в подполье амбара, доски пола амбара были не такими уж плотными, чтобы мы не смогли жесткой проволокой проделать лазейки между досками. После нескольких движений желанные зерна мелкой струйкой потекли между досками пола в подставленные нами шапки. Нужно сказать, что наши спальные комнаты были холодными, по стенам постоянно стекала влага. Чтобы мы не замерзли буржуйки топились днем и ночью. Верхняя часть наших печей служила своего рода сковородкой,на которой мы поджаривали чечевицу. По длинному коридору, по обе стороны которого были расположены комнаты, вечером разносился приятный запах поджаренных зерен. Мы столько нажарили себе чечевицы, что утром пошли в школу с набитыми карманами поджаренных зерен.Мы настолько увлеклись этим занятием, что не заметили, как амбар с чечевицей был опустошён наполовину за несколько дней. Когда мы в очередной раз пришли к нашему амбару, то увидели, что он со всех сторон заколочен досками, а около амбара появился сторож.

Лиха беда начало. Голод не тетка, он гнал нас на поиски новых путей добычи добавления к нашему скудному рациону. Мы с моим другом Анатолием обнаружили подвал, в котором хранилась картошка для нашей столовой. Подвал хорошо закрывался на прочные замки. Мы заметили, что картошка, чтобы не загнить, проветривалась через вентиляционные трубы. Воспитанники детского дома частенько дежурили по столовой, в нашу обязанность входило приносить из подвала картошку для приготовления пищи. Отверстия труб для проветривания находились над хранилищем картофеля. Поразмыслив, мы пришли к выводу-если к концу веревки прикрепить заточенную на конце проволоку и бросить эту верёвку в трубу, то на проволоку должно попасть как на удочку несколько картофелин.

Задумано, сделано. Мы с Анатолием бросаем с размаху нашу "удочку" в трубу и с конца проволоки снимаем наш улов - пять картофелин. Но теперь уже картошку мы не жарим на крыше буржуйки, а печём в самой печке. Своей находкой делимся со всеми товарищами по комнате. И вот, уже поздно вечером мы засовываем наши картошку в печь, поджаренная картошка издает апетитный запах. Мы не можем дождаться пока она полностью испечется, есть очень хочется (после ужина в столовой мы выходим из-за стола такими же голодными, как и до прихода в неё), мы вытаскиваем каждый свою картофелину, объедаем поджаренную часть, а объеденную - опять суем в печь. Уж на третий вечер жарки картофеля все это становится достоянием завуча детского дома.

Человек этот был лет сорока пяти, постоянно злой на детей и постоянно ругающий нас на чем свет стоит. Его никто не любил. Ведь наши отцы воевали на фронте, а этот недобрый мужчина воевал с детьми фронтовиков. Мы его про себя звали "фюрер", боялись его, иногда он мог проказника взять за шиворот, ударить в лицо. Следует заметить, что плохо кормили детей в детском доме не только из за малой нормы на человека, но и из-за громадного воровства продуктов персоналом детского дома, начиная от рабочего персонала кончая руководством детского дома.
Расскажу только один эпизод воровства продуктов поваром столовой. Как-то в один из дней моего дежурства по кухне я заметил, как повар набрал в карманы пачку сахара, банку американского яичного порошка, банку американской тушенки, закрыл карманы фартуком, вышел из кухни и направился в общежитие персонала. Я все это высмотрел и быстро сообщил об этом своим товарищам. Набралось человек восемь наблюдателей и скрытно пошли по следам повара. Он зашел в свою комнату и стал ворованые продукты из карманов перегружать в пустой матрац своей постели. Мы с криком -Держи вора!-бросились к повару. Он же, видя, что попался стал быстро выбрасывать из матраца ранее запрятанные туда продукты. Наша набежавшая команда быстро прибрала дилекатесы повара в свои карманы. Через пять минут повар-вор все дилекатесы разбросал по комнате. При этом он громко кричал на нас -Воры, бандиты, что вы делаете?- Через десят минут улики воровства были ликвидированы. Повар освободился от улик, мы же наполнили свои карманы дилекатесами.
И таких примеров воровства продуктов питания детей было много.
Казалось бы и направь свою энергию завуч на пресечение воровства, но он видел свою задачу в борьбе со своими воспитанниками. Мне кажется, что в педагогическом коллективе детского дома было много не подготовленных для этой работы людей.
Директором детского дома был Евсеев Алексей Иванович Он к нам относился по отечески. Не знаем, почему он не мог призвать к порядку своего заместителя. Можт быть потому, что директора детского дома менялись довольно часто и они даже не успевали глубоко вникнуть в свою работу. Но продолжу свой рассказ как мы старались уталить наш голод. На третью ночь нашего пиршества, когда мы уже съели второю порцию поджаренной картошки, в нашу спальню ворвался взбешенный "фюрер". Был примерно второй час ночи, "фюрер" поднял нас с кроватей, построил в ряд в кальсонах, обглоданные картофелины были разложены на столе, и он приказал каждому из нас забрать свой огрызок. Мы держались стойко, не проронив ни слова. Мы недавно только что прочитали в газете статью "Таня" о Зое Космодемъянской,как её мучили фашисты, требуя от неё показаний о партизанах. Комсомолка-Зоя приняла мученеческую смерть, но не выдала фашистам партизан. Мы тоже терпели издевательства от нашего заведующего учебной частью и дали слово не отвечать на угрозы "фюрера", Пожалуй, он продержал нас часа два, дело шло к утру. Но мы выдержали это наказание от нашего "воспитателя".
Тогда мы еще не имели понятия о правах ребенка, и что можно кому-то написать о нарушении прав ребенка.
Прошло много лет,но мне до сих пор памятны дни нашего пребывания в детском доме города Кромы. Конечно, среди воспитателей детского дома были великолепные педагоги, которые дали нам путевку в жизнь. О них я написал в других сборниках и статьях. Об одной из наших любимых воспитательниц Кузнецовой Ине Ивановне я в 1983 году написал два очерка в журнале "Работница." Сегодня, когда мы готовимся к 70-тилетию нашей победы в Великой Отечественной войне мне захотелось вспомнить и горькие страницы пребывания в детском доме. Терпели и переносили трудности взрослые, трудности переносили и дети.
Где вы теперь мои бывшие друзья, как сложилась ваша судьба и всегда ли она была к вам благосклонна?
После Кромского детского дома я продолжил учебу в Некрасовском специальном детском доме, потом - в Харьковском артиллерийском подготовительном училище; закончил Ленинградский государственный университет, военно-политическую академию им. В.И.Ленина в Москве, получил учёную степень кандидата исторических наук, стал доцентом. Много лет преподавал в военных училищах и военных академиях, прослужил более 36 лет в армии и уволился из рядов Советской армии в звании полковник. Но годы, проведенные мной в двух детских домах, закалили меня, научили преодолевать трудности, добиваться поставленных целе, детсский дом дал мне путевку в жизнь. Годы учебы в детском доме я не забуду никогда. Они всегда во ммне и со мной.

Усыновление детей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. позволило облегчить судьбу тех, кто потерял родителей, и стало своеобразным символом проявления истин­ного патриотизма и гуманности. Усыновление детей, находя­щихся в эвакуации, потерявших свою семью и родителей, при­няло массовый характер безотносительно к национальной при­надлежности усыновителя и усыновляемого. С целью усовер­шенствования действовавшего законодательства по усыновле­нию в 1943 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении». Это был еще один шаг к укреплению правовых предпосылок усыновления. Но только спустя много лет, в 1969 г. Кодекс о браке и семье РСФСР достаточно подроб­но и тщательно урегулировал отношения, связанные с усынов­лением. И чтобы было ясно, что речь идет о детях обоего пола, в тексте этого кодекса стал фигурировать помимо термина «усы­новление» термин «удочерение». Специальные правила, посвященные усыновлению без согласия родителей, изменению фа­милии, имени, отчества усыновляемого, отмене усыновления только в судебном порядке, и прочие облегчали возможность такого усыновления, которое отвечало интересам ребенка и одновременно не допускало неоправданного нарушения прав его родителей, других лиц. Усложнился ведущий лейтмотив усыновления - интересы не только усыновляемого, но и лиц, желающих обрести родительские права и обязанности, стремя­щихся к тому, чтобы их семья была полной, а под интересами усыновляемого стали понимать прежде всего благоприятные условия его воспитания,

Даже беглый обзор основных этапов развития законодатель­ства об усыновлении в России наглядно демонстрирует, как время и своеобразие того или иного отрезка истории Государст­ва Российского сказались на усыновлении, которое, казалось бы, носило частный характер. Тем не менее именно усыновле­ние во все времена как зеркало отражало особенности государ­ственного воздействия на семейные отношения.

2. Понятие усыновления.

Усыновление(удочерение)-наиболее предподчительная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление- это переход прав и обязанностей от биологи­ческих родителей (родителя) ребенка к усыновителям (усыно­вителю), при котором ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к биологическим детям усыновителя. При этом, естественно, утрачиваются все права и обязанности родных (биологических) родителей ре­бенка.

Ежегодно в России усыновля­ется около 30 тыс. детей. При этом около 18 тысяч детей усынов­ляется отчимами, мачехами и 12 тыс. - посторонними гражданами из родильных отделений больниц, роддомов, домов ребен­ка и других детских учреждений, в которых содержатся дети, остав­шиеся без попечения родителей.

Усыновление является самой предпочтительной формой устрой­ства детей, оставшихся без попе­чения родителей на воспитание в семью. Усыновители, доброволь­но принимая на себя всю полноту обязанностей, возложенных зако­ном на родителей, приравнены к ним во всех отношениях и наделе­ны теми же правами.

Условия и порядок усыновле­ния, права и обязанности, возникающие в результате усы­новления, а также отмена усы­новления регламентируется Се­мейным кодексом Российской Федерации, Законом Российс­кой Федерации от 21 августа 1996 г. № 124-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР", Положением о порядке передачи детей, явля­ющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федера­ции и иностранным гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Фе­дерации от 15 сентября 1995г. № 917, постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 3 августа 1996г. № 919 "О по­рядке организации централизо­ванного учета детей, оставших­ся без попечения родителей.", нормативно-правовыми актами Минобразования России и Минздравмедпрома России.

3.Основание усыновления.

Основанием возникновения усыновления является юриди­ческий акт компетентного государственного органа, по новому законодательству - решение суда. Волеизъявление усыновите­ля обычно рассматривается как одно из условий усыновления. Представляется, что таким образом принижается правовое зна­чение волеизъявления усыновителя. Решение об усыновлении принимается судом, и правовые последствия усыновления воз­никают лишь с момента вступления этого решения в законную силу. Однако и без волеизъявления усыновителя усыновление не может возникнуть. Усыновление нельзя рассматривать в ка­честве соглашения между усыновителем и ребенком, поэтому, основанием возникновения усыновления следу­ет считать сложный состав юридических фактов: волеизъявле­ние усыновителя и решение суда об усыновлении. Согласие на усыновление иных лиц - ребенка и его родителей - не входит в состав юридических фактов, влекущих возникновение усы­новления. В ряде случаев усыновление возможно и без такого согласия.

Усыновление имеет одновременно правоустанавливающее и правопрекращающее значение. С вступлением решения суда об усыновлении в законную силу между усыновителем и усы­новленным возникают правоотношения, аналогичные роди­тельским. В этом состоит его правоустанавливающее значение. Одновременно усыновление влечет прекращение всех правоот­ношений между усыновляемым и его родителями и родствен­никами. Усыновленные дети и их родители и родственники взаимно освобождаются от всех имущественных и личных не­имущественных прав и обязанностей.

Из этого правила могут быть предусмотрены исключения. Если ребенок усыновляется только одним лицом, возможно сохранение правовой связи между ним и родителем противоположнного усыновителю пола. Так, возможно сохранение право­вых отношений с матерью, если усыновитель мужчина, или с отцом, если усыновитель - женщина. Наиболее распростра­ненный случай - это усыновление ребенка новым супругом его отца или матери. Для сохранения правовой связи необходимо согласие того из родителей ребенка, который желает ее сохра­нения. Относительно того, должен ли усыновитель также выра­зить согласие на сохранение отношений ребенка с одним из родителей, указания в законе нет. Представляется, что сохране­ние правовой связи между ребенком и его родителем может быть условием согласия этого родителя на усыновление ребен­ка. В этом случае усыновитель возражать не может. Если же согласие на усыновление дано без всяких условий, вопрос о сохранении правоотношений с одним из родителей должен ре­шаться судом исходя из интересов ребенка, с учетом мнения усыновителя и самого ребенка. Если один из родителей ребенка умер, то по просьбе родителей умершего (бабушки и дедушки ребенка) возможно сохранение правовой связи между ребен­ком и родственниками умершего родителя. Решение этого во­проса отнесено на усмотрение суда и поставлено в зависимость от того, что в наибольшей степени отвечает интересам ребенка.

Выбор редакции
Инвестиционные проекты можно оценивать по многим критериям — с точки зрения их социальной значимости, масштабам воздействия на окружающую...

Неофициальная редакция ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ПРИМЕНЕНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН В...

Сдавайте отчетность быстро, удобно и без ошибок Сервис "1С-Отчетность" встроен в программы 1С. Все действия с отчетностью производятся в...

Вахтовый метод работы - не самый легкий, но порой он кажется единственным способом поддержать семью и заработать приличные деньги....
Фиксация и учет всех приказов, изданных по организации, ведется в специальном журнале регистрации. В статье рассказывается, как правильно...
Должностная инструкция главного бухгалтера служит для определения спектра отношений топ-менеджера с руководством, своими подчиненными и...
Лизингодатель – это один из участников договора лизинга, который приобретает в собственность необходимое имущество (оборудование,...
Налоговая система - важнейшая составляющая национальной экономики любого государства. Каковы ее особенности в России? Каковы функции,...
МВД не назвало имя фигуранта дела, однако СМИ сообщили, что речь действительно идет об акционере компании Сергее Ломакине. Дело связано с...