Скачать презентацию по международному дню холокоста. Холокост – помнить или забыть? Зарождение антисемитизма в Германии. Холокост (с греч. яз. Holocaust «всесожжение») - обозначение массовых убийств евреев, - презентация. Что такое гетто


ХОЛОКОСТ

Ведение До и во время Второй Мировой войны было множество трагических, жестоких и ужасающих событий для всего человечества! Одно из таких– это геноцид или холокост – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам. Сегодня знает каждый, что делалось по отношению к славянским народам и, особенно, к евреям нацистской Германией. Преследования, жестокие издевательства, пытки и убийства – все это применялось к неповинным людям. Еврейское население Европы уничтожалось десятками тысяч и,даже, миллионами! Жестокость, ненависть и безжалостность нацистов поражает своими масштабами! Уничтожение целых рас людей – была главной задачей гитлеровцев. По поводу холокоста во времена Второй Мировой войны существует множество мнений, догадок и фактов. Его последствия – огромный отпечаток в жизни всего человечества! Эту тему невозможно оставить без внимания, и поэтому мы хотим рассказать о событиях того периода, и возможно развеять ваши сомнения. ХОЛОКОСТ

  • Холоко́ст (от англ. holocaust, - «всесожжение») - систематическое преследование и истребление немецкими нацистами и коллаборационистами из других стран евреев на основании нацистской расовой теории в 1933-1945 гг. Среди историков нет согласия по вопросу, относить ли к жертвам холокоста, помимо евреев, ещё какие-либо группы, пострадавшие от нацистского террора, например, цыган и сексуальные меньшинства.
Отличительные черты холокоста
  • Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшая к уничтожению 60 % евреев Европы и примерно 35 % еврейского населения мира.
  • Система, предназначенная для массового уничтожения людей: были построены лагеря смерти, предназначенные для убийства миллионов людей; при этом технология уничтожения совершенствовалась.
  • Грандиозные, межнациональные масштабы истребления: на всей оккупированной Германией территории Европы жертвы преследовались и отсылались в концентрационные лагеря и лагеря уничтожения.
  • Жестокие и часто приводящие к смерти антигуманные медицинские эксперименты, которые проводили нацисты над жертвами холокоста.
Геноцид еврейского народа Шоа - Катастрофа европейского еврейства
  • Шоа́́ (ивр. שׁוֹאָה‎ - бедствие, катастрофа) - термин, употребляемый евреями на иврите для обозначения политики немецких нацистов по планомерному уничтожению еврейского этноса. Традиционно жертвами Шоа считаются 6 миллионов евреев Европы. Тем не менее, полного поимённого списка жертв не существует. К концу войны нацисты уничтожали даже следы от лагерей смерти; сохранились свидетельства о вывозе либо уничтожении уже захороненных останков людей перед приходом советских войск. В Национальном Мемориале Катастрофы (Шоа) и Героизма «Яд ва-Шем» в Иерусалиме хранятся персональные документы, свидетельствующие о приблизительно 3 миллионах жертв.
Положение евреев в Германии в 1933-1939 годах
  • Несмотря на явно дискриминационную политику по отношению к евреям, геноцид начался далеко не сразу после прихода нацистов к власти. Начало преследованиям положил бойкот евреев с 1 апреля 1933 года и последующая волна расовых законов, нацеленных на евреев, работавших в государственных учреждениях или по определённым профессиям. «Нюрнбергский закон» от 15 сентября 1935 года положил конец равноправию евреев в Германии и определял еврейство в расовых терминах. В начале 1939 года Гитлер поручил «ответственному за 4-летний план» Герману Герингу подготовить меры по выселению евреев Германии. Начало Второй мировой войны не только увеличило их количество, но и осложнило пути для легальной эмиграции.
Положение евреев во время войны
  • Гетто
  • В крупных городах создавались еврейские гетто, куда сгонялось всё еврейское население города и окрестностей. Крупнейшее гетто было создано в Варшаве, в нём содержалось до 480 000 евреев.
  • Массовые расстрелы
  • «Окончательное решение еврейского вопроса»
  • Евреев Германии, Франции, Голландии, Бельгии посылали на восток, в лагеря и гетто Польши и Белоруссии, рассказывая им о временности такого переселения. В Польше создавались лагеря смерти, которые вообще не были рассчитаны на проживание большого количества людей - только на быстрое уничтожение новоприбывших.
Холокост в Северной Африке
  • Холокост в Северной Африке
  • С 1940 по 1942 годы французская Северная Африка (Алжир и Тунис) находилась под контролем коллаборационистского правительства Виши. В Алжире и Тунисе евреев сразу же начали преследовать в точности так, как это происходило в оккупированной нацистами Европе - лишили гражданских прав и возможностей заработка, заставили прикрепить к одежде жёлтые звезды, создали юденраты, погнали на принудительные работы, загнали в концентрационные лагеря и гетто, наложили контрибуции, начали готовить к депортации в лагеря смерти.
  • Конец войны
  • Когда неизбежность поражения Германии уже не вызывала сомнений, некоторые нацистские руководители пытались использовать евреев для установления связи с союзниками, в то время как другие (прежде всего Гитлер) продолжали требовать тотального уничтожения тех, кто ещё оставался в живых.
Сопротивление и Праведники мира
  • Отсутствие чёткой информации о планах нацистов по тотальному уничтожению еврейского народа привело к тому, что жители гетто пытались выполнять требования оккупантов, стремясь выжить. Печальную известность получила речь главы Лодзинского гетто Х. Румковского с требованием отдать нацистам еврейских детей в надежде спасти остальных обитателей. Лишь после того, как исход стал окончательно ясен, в лагерях и гетто начались восстания; наиболее известно восстание в Варшавском гетто в январе 1943 года. Активным центром сопротивления было Минское гетто. Гетто в Белостоке, содержавшее в начале 50 000 евреев, было ликвидировано 16 августа 1943 года после пяти дней боев с еврейским подпольем.
Последствия Шоа Из польских евреев выжило около 300 тысяч: 25 тысяч спаслись в Польше, 30 тысяч вернулись из лагерей принудительного труда, а остальные - это те, кто вернулся из СССР. Уничтожение еврейской жизни, разруха и взрыв антисемитизма, пик которого пришелся на погром в Кельце в июле 1946 года, вынудили большинство польских евреев оставить страну, отправившись в Центральную Европу. После 1946 года в Польше осталось только 50 тысяч евреев. Были уничтожены не только люди - была уничтожена уникальная местная еврейская культура, уничтожена память о том, что она веками была неотъемлемой частью культуры Восточной Европы. Свидетельств этому практически не сохранилось. Евреи на этих землях, некогда бывших центром мирового еврейства, превратились в маргинальное меньшинство. В некотором смысле, нацисты со своими задачами по окончательному решению еврейского вопроса справились успешно. Другие народы и группы - жертвы нацистской политики
  • Славяне
  • Поляки
  • Цыгане
  • Чернокожие жители Германии
  • Гомосексуалисты
Отрицание холокоста Существует точка зрения, согласно которой холокост как явление не существовал в том виде, в каком его описывает общепринятая историография. Генеральная Ассамблея ООН без голосования в резолюции № 60/7 от 21 ноября 2005 г. отвергает любое полное или частичное отрицание холокоста как исторического события. А 26 января 2007 года накануне Международного дня памяти жертв Холокоста Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию № 61/255 «Отрицание Холокоста», осуждающую отрицание холокоста как исторического факта. . Память о холокосте Генеральная Ассамблея ООН, провозгласила 27 января, день освобождения Освенцима, Международным днём памяти жертв Холокоста. В день 60-й годовщины холокоста Европарламент принял резолюцию, осуждающую холокост. Лидеры и представители более 40 государств, присутствовавших на памятной церемонии в Освенциме, среди которых был Владимир Путин, решительно осудили холокост, антисемитизм и ксенофобию. Холокост в искусстве Важным моментом в сохранении памяти людей холокоста и необходимости недопущения подобной трагедии впредь является художественное осмысление холокоста в литературе, кинематографе, музыке, изобразительном искусстве. Наиболее эмоционально эта тема раскрыта в кино. Первым из фильмов, рассказавших об ужасе Освенцима и холокоста был польский фильм «Последний этап» (1946). Среди наиболее ярких лент, посвящённых этой теме: «Пианист», «Список Шиндлера», «Ночь и туман», «Выбор Софи», «Жизнь прекрасна». Праздник Холокост Одни из нас брили бороды Другие предавались размеренному забвению. Приближался учрежденный ООН праздник Холокост - День Международного Взаимо-Уничтожения. Час настал, люди выплеснулись на улицы. Разговоры и праздничные песнопения... Ходят в гости, пьют, целуются - Мир агонизирует веселием... За колючей проволокой волки скалятся Все взгляды устремились к небу. Смерть придет сегодня оттуда, Накрыв жарким пледом огня планету... На часах - обратный отсчет времени Кнопки на пультах уже нажаты Холокост! - вопит очередной теле-спаситель Холокост!!! - вторит мир, безумьем объятый... Утренний дождь Небо плачет Дождем погребальным Осень... Зима... Навсегда. Ветер Словно гиена Смеется и воет Вгрызаясь В гниющее мясо Земли. Она умерла. Врачи констатировали Обильную потерю крови От тысячи ран Нанесенных Ее родными детьми... Виновные совершили Массовое Самосожжение. Зачем?... Об этом теперь Некому будет спросить... Анатолий Финкель Заключение «…Пусть навсегда Утонут цепи Смерти, Чтоб звон их, погребальный, Не морозил, А смех детей восславит счастье - Жизнь, которую Свобода согревает, Чтобы, проснувшись, Не через решётку Увидеть небо и деревьев кроны, Чтоб, не боясь, ладони матерей Держали жизни Как частицы Солнца!» Шиваз

Зарождение антисемитизма в Германии. Холокост (с греч. яз. Holocaust «всесожжение») - обозначение массовых убийств евреев, цыган, славян в гг. фашистами.


"Холокост - это наконечник на выструганной веками стреле антисемитизма …" (Л. Коваль).




"Антисемитизм - это международны й язык фашистов" (И. Эренбург).


Юдофобия - дословно "страх перед евреем" - нетерпимость к евреям, синоним антисемитизма.












«Поскольку еврейский народ не способен к продуктивной деятельности, он оказался не в состоянии создать государство на собственной территории....К концу XIX века евреи практически завершили экономическое покорение Европы, а теперь принялись за осуществление политического контроля над ней. Первые попытки на этом направлении проявились в намерении искоренить интеллигенцию других народов с помощью революционных переворотов. Беспощадная борьба еврейства за власть идет в наше время в Германии. Однако национал- социалистическое движение разгадало замыслы евреев и выступило против них. Наша национал- социалистическая партия - единственная в мире сила, которая взяла на себя эту борьбу с гнусными и преступными замыслами против человечества».


Закон о защите немецкой крови и немецкой расы от 15 сентября 1935г Браки между евреями и государственными подданными немецкой или родственной крови запрещены. 2. Половая связь между евреями и государственными подданными немецкой или родственной крови запрещена. 3. Евреям запрещается нанимать на работу у себя в дом женщин - государственных подданных немецкой или родственной крови, не достигших 45 лет Евреям разрешено ношение одежды еврейских цветов. Это право охраняется государством.


ПЕРВОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ К ЗАКОНУ О ГРАЖДАНСТВЕ РЕЙХА ОТ 14 НОЯБРЯ 1935 ГОДА 4.1. Еврей не может быть гражданином Рейха. Он не имеет права голоса в политических вопросах, не может занимать должностей в государственных учреждениях Чиновники-евреи будут уволены до 31 декабря 1935 года Евреем считается лицо, среди предков которого во втором поколении (бабки и деды) имелось не менее трех лиц еврейской расы "Митлинг", который является государственным подданным, также считается евреем, если он происходит от двух еврейских предков.






Тогда погибли около евреев. Более 30 тысяч евреев после этого были отправлены в концентрацион ные лагеря.








Над Бабьим Яром памятников нет. Крутой обрыв, как грубое надгробье. Мне страшно. Мне сегодня столько лет, Как самому еврейскому народу. Мне кажется, что Дрейфус - это я. Мещанство - мой доносчик и судья. Я за решеткой. Я попал в кольцо. Затравленный, оплеванный, оболганный. И дамочки с брюссельскими оборками, Визжа, зонтами тычут мне в лицо. Мне кажется - я мальчик в Белостоке. Кровь льется, растекаясь по полам. Бесчинствуют вожди трактирной стойки И пахнут водкой с луком пополам. Я, сапогом отброшенный, бессилен. Напрасно я погромщиков молю. Под гогот: "Бей жидов, спасай Россию!"- Насилует лабазник мать мою. О, русский мой народ! - Я знаю - ты По сущности интернационален. Но часто те, чьи руки нечисты, Твоим чистейшим именем бряцали. Я знаю доброту твоей земли. Как подло, что, и жилочкой не дрогнув, Антисемиты пышно нарекли Себя "Союзом русского народа"! Мне кажется - Над Бабьим Яром шелест диких трав. Деревья смотрят грозно, по- судейски. Все молча здесь кричит, и, шапку сняв, Я чувствую, как медленно седею. И сам я, как сплошной беззвучный крик, Над тысячами тысяч погребенных. Я - каждый здесь расстрелянный старик. Я - каждый здесь расстрелянный ребенок. Ничто во мне про это не забудет! "Интернационал« пусть прогремит, Когда навеки похоронен будет Последний на земле антисемит. Еврейской крови нет в крови моей. Но ненавистен злобой заскорузлой Я всем антисемитам, как еврей, И потому - я настоящий русский!









Атласы и контурные карты. История России

Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10)

Линия УМК В. С. Мясникова. Всеобщая история (5-9)

Линия УМК Р. Ш. Ганелина. История России (6-10)

Атласы и контурные карты. История России. Историко-культурный стандарт

Презентация к Международному дню памяти жертв Холокоста

27 января - день памяти жертв одного из самых кровавых и трагических этапов истории человечества - Холокоста. К этому событию мы не можем оставаться равнодушными. Вспомним об основных причинах, истории и последствиях ужасной страницы прошлого.

Что такое Холокост?

    В широком смысле - преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, цыган, масонов, безнадёжно больных и инвалидов и др.) в период существования нацистской Германии.

    В узком смысле - преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны; систематичное преследование и уничтожение европейских евреев нацистской Германией и коллаборационистами на протяжении 1933–1945 годов.

Продемонстрируйте ученикам фотографии по теме занятия, а затем предложите подумать и дать ответ на такой вопрос: «Почему народ, давший миру Гете, Баха и Канта, оказался связан с таким страшнейшим военным преступлением, как Холокост? Что мы можем сделать, чтобы эта трагедия никогда не повторилась?»

Сергей Агафонов учитель высшей категории, соавтор учебников по отечественной истории

Темы для сообщений

  1. Варшавское гетто. История сопротивления.
  2. Подвиг Александра Печерского.
  3. «Праведники народов мира».
  4. Жизнь и смерть Януша Корчака.
  5. Повседневная жизнь гетто глазами жителей.
  6. Памятники жертвам Холокоста.

Словарь урока

Нацизм, геноцид, гетто, концлагерь

Из истории Холокоста

Холокост (с греч. «всесожжение», «всеуничтожение») начался 30 января 1933 года, после вступления Адольфа Гитлера на пост рейхсканцлера Германии и уже 22 марта в концлагерь в Дахау, близ Мюнхена, стали прибывать первые заключенные. В рамках политики расового антисемитизма немецкие национал-социалисты объявили о полном искоренении евреев из Германии.

Корни этой трагедии растут ещё с XIX века, когда немецкие и австрийские пангерманисты (сторонники культурного и политического движения, в основе которого идея политического единства германской нации) активно продвигали идеи расового превосходства. В рамках таких идей евреи, славяне, цыгане рассматривались в качестве прирождённых носителей неких биологически ущербных признаков.

Другие материалы по теме:

  • Ко Дню Победы: фронтовые письма, которые трогают до слез
  • 22 июня: хронология событий первого дня Великой Отечественной войны

Однако массовые убийства и расстрелы начались не сразу: первые несколько лет нацисты в основном ограничивали рабочие права евреев и права собственности, что вылилось в 1935 году в принятие «Нюрнбергских расовых законов», два расистских законодательных акта: «Закон о гражданине Рейха» и «Закон об охране германской крови и германской чести», которые положили конец равноправию евреев и немцев в Германии.

Также нацисты активно старались выдавить евреев из страны. К ужасу последних оказалось, что ехать попросту некуда: многие страны Лиги наций, даже после первых сообщений о гибели еврейского населения, остались глухими к людскому горю и закрыли свои границы от беженцев, не говоря уже о финансовой поддержке. Лишь отдельные организации хоть как-то пытались помочь беженцам, например, Нансеновская международная организация по делам беженцев. Всего из Германии, Австрии и чехословацких областях Богемии и Моравии бежали около 400 тысяч человек. Почти столько же на момент начала Второй мировой войны оставались на подконтрольных нацистам территориях.

После начала войны немцы захватили несколько новых территорий с проживающим на них славянским и еврейским населением - Польшу, Прибалтику, а потом и советские земли. И именно тогда начались массовые расстрелы (только Бабий Яр в 1941 году стал местом уничтожения не менее чем сотни тысяч человек) и ссылки «низшей расы» в концлагеря. Всего же от действий нацистов погибло более 20 миллионов славян, 15 из которых были советскими гражданами, и около 6 миллионов евреев.

Более подробно о преступлениях нацистов в годы Великой Отечественной войны читайте в нашем учебнике:

Учебник, подготовленный в соответствии с ИКС, охватывает период отечественной истории с 1914 г до начала XXI века. Содержание учебника направлено на развитие познавательных интересов учащихся. В основе методики учебника системно-деятельностный подход, способствующий формированию умений самостоятельно работать с информацией и использовать ее в практической деятельности.

Слайд 2

Холокост – одна из глобальных катастроф ХХ века, поставившая под сомнение нравственные устои людей, давшая злу силу к дальнейшему распространению по Планете.

Слайд 3

Холокост геноцид еврейского народа нацистами и их пособниками в1933 - 1945 гг. Холокост (из др.-греч. λοκαστος - «всесожжение») - систематическое преследование и истребление немецкими нацистами и коллаборационистами из других стран миллионов жертв нацизма: почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам

Слайд 4

Ноябрь. В ночь с 9 на 10 ноября самый большой погром евреев в Германии и Австрии, получивший название «Хрустальная ночь» из-за огромного количества разбитых витрин еврейских магазинов, разрушенных синагог. Гестапо арестовывает тысячи берлинских евреев и отправляет их в близлежащий лагерь Заксенхаузен. 1938

Слайд 5

1933 30января. Адольф Гитлер становится рейхсканцлером Германии. формирование антисемитской политики нацизма. политики массового уничтожения миллионов людей по национальному признаку, оформление государственного антисемитизма в нацистской Германии (создание из евреев образа внутреннего и внешнего врага»)

Слайд 6

Слайд 7

30 января. Гитлер в своей речи в рейхстаге объявил о том, что главной целью является не только искоренение большевизма на земле, но и уничтожение еврейской расы в Европе. 1939

Слайд 8

Для контроля над еврейским населением, а также для облегчения их дальнейшей депортации немцы и их союзники создавали гетто, пересылочные лагеря и лагеря принудительного труда, которые действовали в течение всей войны.

Слайд 9

Около трех миллионов евреев – половина всех жертв Холокоста – были гражданами СССР. Именно на территории нашей страны чудовищная практика нацистского геноцида нашла свое первое массовое применение. Людей уничтожали без газовых камер и крематориев, не в лагерях смерти, а практически не скрывая свои преступления от местных жителей.

Слайд 10

Миллионы людей были убиты и не имеют могил, никто их не хоронил, они стали дымом и пеплом… 27 января Организация Объединенных Наций, большинство стран мира отмечают Международный день памяти жертв Холокоста 19 апреля 1943 г. День восстания в Варшавском гетто ежегодно проводится в Москве с 1992 г. Этот День отмечает весь цивилизованный мир. Для России он особенно важен в обстановке обострения ксенофобии, расизма, антисемитизма.

Слайд 11

Через ужасы гетто и нацистских лагерей смерти прошло бесчисленное множество мужчин, женщин и детей, которым, тем не менее, удалось выжить. Все они хотят донести до каждого из нас важнейшую мысль - мысль о триумфе человеческого духа в решительном стремлении человечества предотвратить геноцид и другие тяжкие преступления

Слайд 12

6 000 000 жертв немыслимого в истории уничтожения людей только за принадлежность еврейской нации! Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшая к уничтожению 60 % евреев Европы и около трети еврейского населения мира. Кроме того, были уничтожены так же от четверти до трети цыганского народа, подвергались тотальному истреблению также чернокожие граждане Германии, душевнобольные и нетрудоспособные

Слайд 13

Места массовых расстрелов: Бабий Яр в Киеве, Богдановка в Николаевской области, Дробицкий яр в Харькове(Украина) Минск, Витебск, Гомель, Бобруйск, Могилев (Белоруссия) Крым.

Слайд 14

Во время Великой Отечественной войны немецкие войска, занявшие Киев 19 сентября 1941 года, использовали Бабий Яр как место массовых расстрелов. Бабий яр

Слайд 15

Праведники народов мира В годы оккупации населенного пункта Ивня: имеется факт злодеяний оккупантов: Холокост (Шоа) - 28.01.1942год. Хладнокровно убито 32 человека еврейской национальности. Два человека были спасены жительницей Барановой Полиной Алексеевной, которая прятала от расправы еврейских девушек. По состоянию на 1 января 2009 года по данным института Яд ва-Шем установлено 22765 спасателей, которым присвоено почетное звание « Праведник мира»

Слайд 16

Слайд 17

В январе 1942 года в пригороде Берлина, Ванзее, состоялась конференция, на которой гитлеровскими нацистами было принято «окончательное решение» еврейского вопроса, что означало тотальное уничтожение еврейского населения Европы. С этого времени Освенцим стал «фабрикой смерти». Его узники были обречены на уничтожение голодом, тяжелой работой, «медицинскими» экспериментами, а также на немедленную смерть в результате расстрелов и удушья газом. Большинство узников погибло сразу же после прибытия без регистрации и обозначения лагерными номерами. Именно поэтому очень сложно установить точное число убитых

Слайд 18

Слайд 19

. Помни… Не забывай…

Сейчас, в начале XXI века, когда мир гудит от потрясений – национальных взрывов, религиозной нетерпимости, мы обязаны говорить о Холокосте – самом страшном проявлении античеловечности, заживо уничтожившем 6 миллионов людей.

Посмотреть все слайды

ХОЛОКОСТ

ТРИ ИМЕНИ

ТРИ ГРАНИ ТРАГЕДИИ


Слайд 7 – словарь

Слайд 8 – словарь

Слайд 10 – история бедствий еврейского народа

Слайд 11 – словарь

Слайд 12 – хронология уничтожения

Слайд 16 – словарь

Слайд 17 – словарь

Слайд 19 – фашистские указы о «решении еврейского вопроса»

Слайд 20– словарь

Слайд 24 – борьба евреев с нацистами

Слайд 25 – восстания в гетто

Слайд 29 - рисунки

Слайд 30 - вопросы


К зрителям

Понять причины современного геноцида, осмыслить мировую историю в ХХ веке, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста. В курсе изучения мировой и отечественной истории в школьной программе места Холокосту нет. Поэтому мы, понимая актуальность проблемы, ее нравственный смысл и воспитательные задачи, решили рассмотреть этот вопрос хотя бы в рамках проекта. Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть

всемирной истории. Разговор о Катастрофе, постигшей еврейский народ в годы Второй Мировой войны, - это разговор и о проблемах современной цивилизации, о ее болезнях, об угрожающей ей опасности.




Горечь иврита – Шоа , Катастрофа. Катастрофа, которая постигла евреев. Далеко не первая в ряду гибелей, подстерегавших их с библейских времен. Последняя ли?…


Нацистская пала-ческая тайнопись – Endlösung , окон-чательное решение. Окончательное для евреев – вычерком из реестра живого. Окончательное для немцев – увековече-нием «расы господ». Окончательное для мира – превращени-ем всех остальных народов его соста-вляющих в иерархию париев…


И, наконец, получивший планетарную прописку Holocaust – всесожжение: крематорий для живых… Языческий жертвенный обряд, возвращенный в новоевропейскую цивилизацию на грани слома ее прогрессистского императива . Пепел, напоминающий людям об их неистребимых «началах» и их неисключенном (в бли-жайшей перспективе) Конце .


Что же породило и оправдало Холокост?

Антисемитизм Мартина Лютера зачастую относят к его личной слабости или помрачению ума, которым он страдал в последние годы жизни. Это неверно по двум причинам. Во-первых, с самого начала он был приверженцем ненависти . Во-вторых, антисемитизм встроен в саму его теологию. Лютер презирал евреев Библии так же, как и евреев своего времени. Его теология оправдала и породила Холокост . “Теолог Холокоста” – такое определение Лютер всецело заслужил.


Мир Холокоста.… Это вчера ...? Или также и завтра ...? Мы могли бы сказать еще: мир Кампучии, мир Карабаха, мир Сараево…. Почему убийство человеком человека вновь приобрело такую гигантскую силу? Чтобы понять это, необходимо знать историю Холокоста, историю еврейского народа, его мук и его уничтожения…


Геноцид… Что это – атавизм, вырвавшийся откуда-то из глубин человеческих, или новообразование, злокачественная опухоль души современного человека? Внутри геноцида – непонятая нами еще проблема. Так уж повелось в истории, что лишь убийство, лишь смерть сотен и тысяч ни в чем не повинных людей заставляют нас задумываться над проблемами, решения которых мы еще не знаем.

Неужели в крови, в мозгу наших детей и внуков останется этот страшный ген - Геноцид ?!


Как понять злодеяние, банальность которого столь разительно контрастирует с его размерами? Может быть, нужно сделать еще шаг, чтобы разглядеть в систематическом убийстве наваждение окончательного ответа на вопрос, задаваемый человеком себе самому не одно тысячелетие: « Кто я есть? »


Да, вы можете напомнить мне, что Холокост имеет определенную хронологию и достаточно четко ограниченное пространство. И с этим можно было бы согласиться, если бы за окном был 1945 год, когда была еще жива в людях убежденность в невозможности повтора. Но сегодня, в потрясаемом взрывами и переменами мире, кто решится исключить опасность новой Катастрофы уничтожения человечества изнутри? Как бы свято этот человек ни верил в невозможность возрождения вселенского кошмара свастики, ему не достанет уверенности сделать это.



Говоря о явлениях, подобных Холокосту, возможно, даже не нужно употреблять слово трагедия . Классическая трагедия, сопровождавшаяся катарсисом-очищением , уже ушла из нашего мира. После того, что мы совершаем, требуется больше, чем покаяние!

Может, это кощунственно, но приходит в голову простое слово опыт . Неужели миллионы людей должны погибнуть, чтобы следующие поколения приобрели необходимый опыт ?! И, все-таки, другого слова у меня нет…


Опыт .…Это встреча с живыми мертвыми. Они есть, они среди нас, вместе с нами ходят по этой земле. Они умерли еще тогда, в войну попав в гетто. С тех пор прошли десятки лет, но они, чудом выжившие, до сих пор слышат звуки , ощущают запахи , видят цвета гетто .…


И кто знает, что весит на весах души больше – невозвратные потери или этот страшный опыт. Но может быть, даст Бог, именно он отучит нас от привычной мысли, что совершенное сегодня можно поправить завтра . Даст Бог, мы поймем, что метод проб и ошибок навсегда канул в Лету, поскольку цена этому методу – человеческая жизнь!


Почему кошмар не был предотвращен?

За объяснением мы вновь и вновь обращаемся к феномену нацизма. И не только к тому, что он привнес в человеческую жизнь, не только к его происхождению, но и к вопросу о том, как и почему этот феномен был допущен, отчего так пышно разросся, охватив едва ли не целый континент, почему за ним пошли миллионы людей? Социальное отчаяние, ощущения израненности кристаллизовались в оскорбленное национальное чувство. Сдвиг в человеческой душе и разуме оказался достаточным для формирования новой человеческой породы, которую можно условно назвать эсэсовской .



Однако, людям этой породы органически необходим Вождь, Фюрер!

И претендент на эту роль благополучно нашелся! Адольф Шикльгрубер… Гитлер!... Экономическая депрессия, крайний национализм как реакция на поражение в первой мировой войне, беспорядки, разочарование в демократии пробудили во многих немцах яростный антисемитизм. Воспользовавшись общим недовольством экономическими трудностями, Гитлер утверждал расистскую теорию, открыто выступая против евреев. Евреи были обвинены в поражении Германии, в распространении коммунистических идей, в стремлении разрушить демократические режимы в Европе.




Что же еще сделало возможным Холокост? В книге Марка Эйдельмана, одного из руководителей восстания в Варшавском гетто, описан поразительный по своей яркости случай. Когда эшелоны, увозившие евреев на смерть, стали возвращаться пустыми, польские подпольщики – евреи сообщили в Лондон о случившемся. В ответ – ни звука. И дело здесь не только и не столько в недостатке ресурсов и в наличии корысти, но, прежде всего, в неверии . Человек не был подготовлен к восприятию такого ! Да что там говорить о Лондоне! Не верили страшной правде и сами узники гетто!


Однако евреи вовсе не собирались покорно, как стадо скота, идти на убой!...

« Нас не поведут, как овец, на бойню! Правда, что мы слабы и беззащитны, но сопротивление должно стать единственным ответом врагу!

Братья! Лучше погибнуть свободными борцами, чем выжить по милости убийц!

Сопротивляйтесь! До последнего вздоха!»


Самым массовым, длительным и отчаянным было восстание, нача-вшееся в апреле 1943 г. в Варшавском гетто.

Польско-еврейский историк Бен Марк писал: "Многие освободи-тельные войны несли в себе зародыш неизбежного поражения, но ни на одной из них не лежала печать столь глубокого тра-гизма, как на последнем боевом порыве остатков обитателей Варшавского гетто, который разгорелся на могиле их ближ-них, без тыла, почти без оружия, без ничтожного шанса на победу". 2 октября 1940 года немецкие военные власти выделили часть города под еврейское гетто и заключили в него всех еврейских жителей Варшавы и ближайших окрестностей. В июле 1942 года начались массовые депортации в Треблинку.

До 13 сентября 1942 года были депортированы или погибли в гетто около 300 тысяч евреев. 18 января 1943 года началась вторая акция депортации евреев. Еврейские подпольщики оказали немцам открытое вооруженное сопротивление. Уличные бои продол-жались три дня. Немцам удалось отправить в Треблинку только 6 ты-сяч человек. Около 1600 были убиты в самом гетто.


Памяти жертв Холокоста

Слова песни на мелодию "Тум - балалайки ", делившей с нашим еврейским народом и радости и беды, записаны с голоса февральской вьюги, кружившей в синих сумерках за окнами минской гостиницы "Олимпийская ", высящейся на проспекте Машерова, не-подалеку от площади Юбилейной , которая в годы немецко- фашистской оккупации города была частью минского гетто, называлась Юденплац и впитала тогда немало еврейских слез и крови.




В 1968 году поэт и бард А.Галич написал песню о горе, боли и ужасах еврейского гетто.

Однажды, в одном из концертов А.Галич, предваряя эту песню, сказал так: «...Мне рассказывали, что любимой мелодией лагерного началь-ства в Освенциме, мелодией, под которую отправляли на смерть очередную партию обреченных, была песенка "Тум-балалайка", которую ис-полнял оркестр заключенных..»

И зал встал!...


Холокост… Это не еврейский, это русский вопрос. Десятки лет в нашей родной многонациональной России это была закрытая тема. Факты были известны многим, но … Немая память – плохой союзник. На нее нельзя опереться. К ней нельзя аппелировать. Как бы ни ужасна была эта правда, о ней нужно говорить. Чтобы найти в себе силы преодолеть то страшное, что нашел в себе человек. Чтобы наши дети и наши внуки не столкнулись лицом к лицу с ужасом и позором Холокоста .

Выбор редакции
Инвестиционные проекты можно оценивать по многим критериям — с точки зрения их социальной значимости, масштабам воздействия на окружающую...

Неофициальная редакция ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ПРИМЕНЕНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН В...

Сдавайте отчетность быстро, удобно и без ошибок Сервис "1С-Отчетность" встроен в программы 1С. Все действия с отчетностью производятся в...

Вахтовый метод работы - не самый легкий, но порой он кажется единственным способом поддержать семью и заработать приличные деньги....
Фиксация и учет всех приказов, изданных по организации, ведется в специальном журнале регистрации. В статье рассказывается, как правильно...
Должностная инструкция главного бухгалтера служит для определения спектра отношений топ-менеджера с руководством, своими подчиненными и...
Лизингодатель – это один из участников договора лизинга, который приобретает в собственность необходимое имущество (оборудование,...
Налоговая система - важнейшая составляющая национальной экономики любого государства. Каковы ее особенности в России? Каковы функции,...
МВД не назвало имя фигуранта дела, однако СМИ сообщили, что речь действительно идет об акционере компании Сергее Ломакине. Дело связано с...